Путь на Cевер
посмотреть все выставки
28 ноября 2023 - 18 февраля 2024
О выставке
Фотограф: Любовь Смирнова |
Государственный Русский музей и Государственное Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» представляют масштабный выставочный проект – «Путь на Север».
Выставка «Путь на Север» представляет около пятидесяти произведений выдающихся русских художников, классиков отечественного искусства, в чьей творческой судьбе Север прозвучал особой темой: Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Николая Рериха и многих других живописцев.
Север - понятие не только географическое, но в первую очередь, - это особое духовное пространство, особый историко-культурный феномен, который по праву можно считать достоянием мировой цивилизации.
Многие поколения художников черпали вдохновение в безграничных просторах северной природы, в величественности памятников деревянного зодчества, в богатейшем наследии народного декоративно-прикладного искусства, в естественной красоте быта и нравов жителей этого сурового края.
Основу экспозиции составляют произведения Константина Коровина. Импрессионист по праву считается художником-первооткрывателем Севера. В 1894 году по приглашению предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, начавшего в это время строительство узкоколейной железной дороги Вологда – Архангельск, Коровин отправляется на Север в компании своего друга и единомышленника Валентина Серова. Под влиянием мощной энергетики Севера яркая, легкая, солнечная палитра, свойственная ранним произведениям художника, уступает место холодной серебристо-жемчужной гамме. Эта строгая тональная система легла в основу новой художественной эстетики в русском изобразительном искусстве.
Север становится для Коровина подлинным источником вдохновения, он вновь и вновь возвращается в эти места. Эти художественные экспедиции получили отражение не только в многочисленных этюдах и картинах художника, но и двух масштабных циклах, состоящих из монументально-декоративных панно. Первый художественный цикл в 1896 году был показан в павильоне Крайнего Севера на Нижегородской промышленной и художественной выставке. Второй, созданный в союзе с художником Николаем Клодтом в 1898 году, представил «художественную летопись Севера» на Всемирной выставке в Париже. Центральное место нашей экспозиции занимают четыре панно этого цикла: «Остатки стоянки самоедов. (Священное место)», «Река», «Тундра» и «У Карского моря».
Далекий и загадочный Север, воплощённый в работах Коровина возбудил интерес к этой земле у целого ряда художников. На Север едут участники творческого объединения «Союз русских художников»: Василий Переплетчиков, Сергей Виноградов и Абрам Архипов. Мастерам «Союза» был свойственен поиск русской национальной идеи, и Север с его богатейшими духовными традициями и народной культурой, могучей и первозданной природой становится олицетворением русской самобытности и главным «героем» их произведений.
В тот же период предпринял поездку по Северной Двине художник-баталист Василий Верещагин. Он вел подробные дорожные очерки, где описывал происходившие в северном путешествии события: посещение знаковых мест, встречи с поморскими рыбаками и торговцами, знакомство с прекрасной деревянной северной архитектурой и восторг от «открывавшимися во все стороны далекими окрестностями».
Выставка представляет Север в широком географическом диапазоне от северной Балтии до Арктических земель. Еще в середине XIX века художников-академистов Александра Гине и Евгения Дюккера волновали пленительные панорамы берегов Рижского залива и возвышенные северные марины.
Интерес русских художников к ландшафтам Финляндии был связан с выбором иного пейзажного мотива, отличного от среднерусской природы. Выбор этот был во многом продиктован эстетикой символизма, новый образный мир открывался в новой географической реальности. Каменная пластика и колорит привлекали многих художников, среди которых Аполлинарий Васнецов и Александр Беггров.
В конце ХIХ века происходит настоящий сдвиг в восприятии северного пейзажа. Это изменение было связано с поиском «эпической древности» и «истоков русской цивилизации».
Путь к исконному миру, не искаженному прогрессом, чистому в своей первозданности и простоте, вел на Север. Со времен Древней Руси Севером считались обширные территории, включающие Новгород, Псков, Ладогу и заповедную территорию Карелии, где располагаются священный остров Валаам, могучий водопад Кивач, застывшие леса, горные парки, и фантастические ландшафты с расположенными на них святынями.
Запечатлеть древнюю «Северную Русь» отправляется на остров Валаам великий русский пейзажист Иван Иванович Шишкин. На Валааме художник работал с необычайным творческим подъемом, восхищаясь карельскими скалами, живописным рельефом и нерушимым покоем этого пространства.
Жанрист и передвижник Владимир Маковский часто бывал в Великом княжестве Финляндском. На картине «В лодке на озере» изображено озеро Мустамяки близ деревни Неувола (ныне – поселок Горьковское Ленинградской области). Светлый идиллический пейзаж создает чувство гармонии, атмосферу умиротворения и тишины.
В 70-х годах ХIХ столетия в эти места за новыми сюжетами и «новым светом» приезжает выдающийся живописец, мастер философского пейзажа Архип Иванович Куинджи. Пленённый поэтикой аскетичной северной природы Куинджи пишет цикл из трех полотен, посвящённый Северу. В экспозиции выставки представлена первая работа «северной трилогии» – «Ладожское озеро» 1871 года.
Ученик Архипа Куинджи, Николай Константинович Рерих, искал в застывшей северной природе сакральное, архаическое начало. Стремление понять «мистическую душу Севера» у Рериха было настолько велико, что именно на нем долгие годы будут сконцентрированы все творческие силы художника. Рерих неоднократно бывал на Севере. В представленных на выставке пейзажах «Святой остров», «Скалисты берег моря» и «Первая стрела» царит возвышенное чувство и стоический северный дух.
Дальше всех на Север зашел другой ученик Куинджи – Александр Алексеевич Борисов. Для всех «куинджистов» был характерен поиск некой неприкосновенной сакральной земли – собственной «Гипербореи», где останавливается ход времени и соединяются воедино земное и вселенское пространство. Для Александра Борисова, родившегося на Севере, таким сокровенным местом стала Арктика.
Север воспет многими русскими живописцами, но особенно дорога ему песня тех, кто кровно связан с этим суровым и дивным краем, кто посвятил ему свое творчество целиком. Как и Александр Борисов до конца был предан теме Севера старейший архангельский художник Степан Григорьевич Писахов. Всю жизнь он пытался разгадать душу северной природы, нежную и величавую, хрупкую и мужественную, открыть в ней свой неповторимый мир.
Многие русские мастера, продолжая дореволюционные традиции, и в советское время черпали вдохновение на Русском Севере. К таким художникам принадлежат Василий Рождественский и Петр Кончаловский, оба они в 1930-е путешествовали по Северу.
Так Василий Рождественский писал колоритные пейзажи и портреты на Летнем берегу Белого моря, на Онежском полуострове, на Пинежье. Он создал возвышенный и слегка романтизированный образ Севера и его людей. С Заполярьем связана и картина Петра Кончаловского «Имандра. Осмоление сетей», написанная в результате его поездки на Кольский полуостров.
Образовательная программа
Действует «Пушкинская карта»
ЭКСКУРСИИ.* 12+
*Экскурсия проводится для групп от пяти человек.
О творческом наследии, художественном языке и «живописном пути» на Север знаменитых художников.
-
14 февраля, 13:00.
-
14 февраля, 18:00.
-
17, 18 февраля, 14:00 и 16:00.
На сеансы в 16:00, 18:00 действует «Пушкинская карта».
Стоимость: 250/300/400 рублей
МАСТЕР-КЛАССЫ. 12+
- 18 февраля, 15:00. Экосумка: осознанная красота.
Воспитываем в себе экологичность и расписываем шоппер по мотивам работы Николая Рериха «Скалистый берег моря». Проводит художник Юлия Феклистова.
Стоимость: 1000 рублей
-
Для 1-5 классов.
«Северная одиссея». Интерактивное занятие на выставке «Путь на Север».
А знаете ли вы, что русские художники приезжали на север за вдохновением, сюжетами, идеями? Совершим путешествие по заповедным уголкам нашей страны. Увидим водопады, озёра, реки и тундру – величественную красоту северной природы. Познакомимся с особенностями пейзажа, как жанра живописи. Услышим звуки природы, ощутим соленый вкус моря многое другое.
-
Для 1-6 классов.
«Пейзаж». Экскурсия с творческой мастерской.
Что такое пейзаж? Почему художники во все времена любили изображать пейзаж? На занятии рассмотрим пейзажи Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Константина Коровина.
В творческой мастерской нарисуем пейзаж по мотивам работы Николая Рериха. Занятие проводит музейный педагог совместно с художником Юлией Феклистовой.
Внимание! Занятия проводятся по средам и пятницам.
-
Для 5-8 классов.
«Путь на Север». Обзорная экскурсия по выставке.
«Пейзаж в искусстве. Иван Шишкин, Архип Куинджи, Николай Рерих, Константин Коровин». Интерактивная экскурсия.
Зачем художники создают изображения природы? Чем может быть интересен пейзаж? Природа сама по себе прекрасна. Зачем повторять то, что и так прекрасно? Рассмотрим пейзажи, созданные разными мастерами и в разное время. Узнаем, чем они отличаются друг от друга.
-
Для 9-11 классов, студентов
«Путь на Север». Обзорная экскурсия по выставке.
Пейзаж: от иконы до импрессионизма. Интерактивная экскурсия.
Пейзаж как фон, несущий символическую нагрузку. Пейзаж как самостоятельный жанр. Рассмотрим пейзажи, созданные художниками в разное время. Узнаем, чем они отличаются друг от друга.