История
Архангельский музей изобразительных искусств (с 1994 года – Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера») образован приказами Министерства культуры РСФСР № 930 от 24 ноября 1959 года и Областного управления культуры от 25 августа 1960 года. Дата 29 августа 1960 года считается днем рождения музея. Попытки создания художественного музея в Архангельске относятся еще к дореволюционной поре. С 1909 года в Архангельске существовали Общество изучения Русского Севера и Кружок любителей изящных искусств. Ими были организованы выставки «Русский Север» (1910 год) и художественные выставки (1914 и 1917гг.). Они оживили художественную жизнь Архангельска и послужили поводом для принятия решения об открытии постоянно действующей картинной галереи. В 1916 году в музее Императорской Академии художеств, на заседании комиссии по распределению картин в провинциальные музеи, принимается решение о передаче коллекции художественных произведений во вновь открываемый музей в Архангельске. Она была небольшой – всего девятнадцать картин, рисунков и скульптур. Однако в те годы открытие музея так и не состоялось. Из-за отсутствия помещений коллекцию временно определили в Ольгинскую гимназию, где оставались долгое время. Исторические реалии тех лет – революция, интервенция на Севере, на долгие годы отодвинули саму идею образования в Архангельске художественного музея. Только в 1929 году они были переданы в Северный краевой музей. Вскоре, коллекция пополнилась небольшим поступлением из Государственного Русского музея (20 работ). К вопросу создания художественного музея неоднократно возвращались. В сентябре 1956 года, при директоре областного краеведческого музея Нине Андреевне Томиловой в его залах была организована выставка русского искусства из собрания Русского музея, которая пользовалась необычайным успехом. Она стала тем импульсом, который пробудил желание организовывать художественные выставки постоянно. В 1958 году при Архангельском педагогическом институте и обществе «Знание» открылся первый в России народный искусствоведческий университет, где в переполненных залах архангелогородцы слушали лекции сотрудников Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Академии художеств. Местное управление культуры через облисполком вместе с отделением Союза художников доказывало необходимость создания в Архангельске музея изобразительных искусств. Обращение областных властей наконец было услышано, и в августе 1960 года приказом Министерства культуры РСФСР Музей изобразительных искусств был учрежден. Он был основан на базе художественных коллекций областного краеведческого и Сольвычегодского историко-художественного музеев. Нина Андреевна Томилова стала первым директором этого музея, затем ее художник Михаил Сергеевич Баранчеев, а с 1965 года бессменным директором является Мая Владимировна Миткевич. В 1966 году Музей размещался в здании бывшей Таможни, на Набережной, 79, где экспонировалась экспозиция древнерусского искусства и на ул. Народной, 3 – экспозиция русского и советского искусства. К 1960 году, к моменту создания музея, его фонд составлял 1502 ед. хранения, включающих небольшое количество произведений древнерусского искусства, перешедших после революции в краеведческий музей из Епархиального древлехранилища и произведений местных авторов. Школа русской живописи была представлена единичными экспонатами. Это было бессистемное, случайное собрание картин. Процесс формирования музейного собрания происходил в 1960 – 1980 годы XX столетия. Начало этому положили многочисленные экспедиции в районы области. Первые из них были организованы совместно с Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Ежегодно в музей поступали сотни памятников древнерусского искусства, выявленные в результате обследования северных деревень, церквей, часовен. Экспонаты, привезенные из заброшенных церквей и часовен, чаще всего находились в аварийном состоянии. Многие из них за сотни лет существования подвергались грубым «чинкам» и «поновлениям». Активная собирательская деятельность музея этих лет и труд реставраторов позволили создать уникальную коллекцию отдела древнерусского искусства, включающую около 5 тысяч произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIV-XVIII веков. Большую часть коллекции составляют произведения иконописи, объединенные названием «северные письма». Все экспонаты из собрания древнерусского искусства являются памятниками самобытной культуры Русского Севера. Коллекция народного искусства в собрании музея одна из наиболее обширных. Она объединяет все виды традиционного искусства, бытовавшие на архангельском севере в XVIII-XX вв.: народная вышивка, ткачество, золотошвейное искусство, шитье жемчугом и бисером, резьба и роспись по дереву. Общее число экспонатов этой коллекции превышает 7 тыс. единиц хранения. В отделе народного искусства широко и ярко представлена народная, праздничная женская и мужская одежда, насчитывающая около 2 тыс. предметов. Среди них встречаются уникальные памятники, сохранившиеся до наших дней только в единичных экземплярах. В богатой и разнообразной коллекции прялок из собрания народного искусства представлены все центры резьбы и росписи по дереву (Поморье, Каргополье, Вага, Мезень, Пермогорье). Музейное объединение – обладатель самой значительной коллекции современной холмогорской резьбы по кости, чье искусство восходит к XVI веку. Работы современных мастеров этой коллекции не уступают лучшим образцам прославленных мастеров прошлого. Работы известных мастеров Николая Буторина, Геннадия Осипова, Александра Гурьева, Анатолия Штанга, Владимира Хабарова не раз побывали на всероссийских и зарубежных выставках. Собрание русского классического искусства имеет свою особенность. Оно на 2/3 состоит из произведений, приобретенных в 1970-80-е годы в частных коллекциях Москвы и Ленинграда, художественных салонах, антикварных магазинах, мастерских художников. Именно тогда появились наши шедевры – портретные работы Ильи Репина, Федора Рокотова, Карла Брюллова, Василия Тропинина, Алексея Венецианова, Ивана Крамского, Валентина Серова. Тогда же удалось отыскать замечательные полотна художников-передвижников Владимира и Константина Маковских, Карла Лемоха, Виктора и Аполлинария Васнецовых, Исаака Левитана. Представлены в отделе русского искусства и работы художников, чье творчество связано с архангельским краем – Василий Верещагин, Абрам Архипов, Михаил Нестеров, Леонид Туржанский, Петр Кончаловский, Василий Переплётчиков и др. Большая собирательская и исследовательская работа позволили скомплектовать раздел русского искусства, включающий более 5 тыс. ед. хранения по историко-хронологическому принципу, представляющему работы почти всех известных русских художников XVIII – начала XX вв. Комплектование отдела современного искусства началось с 1970-х годов. Первыми появились работы Александра Шевченко «Рыбачки» и «Полдень в Шахимардане» и Александра Волкова «В кузнице», положив начало разделу коллекции работ 1920 – 30-х годов. Имена Петра Кончаловского, Александра Куприна, Александра Осмеркина представляют творчество художников, входивших в объединение «Бубновый валет». Собирательская работа позволила пополнить отдел современного искусства произведениями известных и забытых художников, представляющими различные творческие направления. Достойное место в экспозиции заняли работы Юрия Пименова, Андрея Гончарова, Александра Самохвалова, Ольга Соколова, Бориса Рыбченкова, Бориса Голополосова и др. Искусство 1960 – 1970-х годов иллюстрируется работами крупных художников второй половины XX века: Дмитрия Жилинского, Виктора Попкова, Евсея Моисеенко. Важнейшую часть коллекции отдела современного искусства составляют произведения архангельских художников. Наиболее полно представлено творчество мастеров старшего поколения Дмитрия Ширяева, Дмитрия Свешникова, Виктора Преображенского, Ивана Котова, Бориса Лукошкова. Работами Бориса Копылова, Сергея и Зои Шадруновой, Александра Кожина, Зои Гавшинской, Евгения Зимирева, Всеволода Видякина, Георгия и Людмилы Елфимовых представлены современные тенденции художественной жизни Архангельска. Отдельным разделом представлена уникальная коллекция работ первого ненецкого художника Тыко Вылки. Отдел современного искусства наиболее динамично развивающаяся часть музейного собрания, включающего более 12 тыс. ед. хранения. Коллекция постоянно растет и пополняется работами художников разных поколений, давая возможность полнее и шире представить взгляд на развитие русского искусства XX – нач. XXI века. За годы существования музей умножил свои коллекции в 20 раз и сегодня наше собрание насчитывает более 33 тысяч единиц хранения основного фонда. Архивные материалы музея насчитывают более 10 тыс. единиц хранения. В фондах научной библиотеки состоит на учете 26 460 книг и 6 948 журналов. Архивные материалы и библиотечные фонды активно используются научными сотрудниками музея для подготовки научных изданий, методических материалов, концепций выставок. Услугами библиотеки и архива пользуются преподаватели и студенты учебных заведений Архангельска. Обладая богатой коллекцией, музей проводит большую выставочную, научно-исследовательскую, научно-просветительскую и издательскую работу. В музее на протяжении многих лет работают детские творческие студии; разнообразные музейные программы ориентированы на различные социальные и возрастные группы населения. В год в музее проводится не менее 20 выставок, посещаемость составляет более 100 тысяч человек. В 1994 году (Постановление Главы администрации Архангельской области от 19 ноября 1993 года № 258 «Об историко-культурной заповедной территории «Старый Архангельск») произошло важное событие в музейной жизни. Архангельский музей получил в исторической части города, на архитектурно-заповедной территории «Старый Архангельск» комплекс зданий – архитектурные памятники XVIII – XIX вв., а с ними и новый статус – Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», и новые перспективы развития. Последнее десятилетие ведется огромная работа по восстановлению и музеефикации исторических памятников, где открываются оригинальные музейные экспозиции, связанные с традиционной культурой Русского Севера. В 1998 году в здании конца XVIII века на Набережной, 79 открыта экспозиция «Портрет в старинном интерьере», получившая высокую оценку горожан, гостей города и специалистов. В 1998 году за эту экспозицию коллектив получил премию им. М.В. Ломоносова. В 2008 году (в 2021 году вновь открыт после реконструкции) в доме купца Буторова (Поморская,10) открыт Музей художника и сказочника С.Г. Писахова, посвященный нашему замечательному земляку. В 2011 году музей удостоен Специального приза «Европейского музейного форума – 2010» «За страстное и самоотверженное стремление к социальной сплоченности и работу с подрастающим поколением». В отреставрированном Усадебном доме Е. К. Плотниковой на ул. Поморская,1 с 2001 работают экспозиции, посвященные городской художественной культуре Архангельска. В 2010 году здесь открылась экспозиция «Русское классическое искусство XVIII – начала ХХ вв.». В доме восстановлены старые интерьеры, с их паркетными полами, уникальными изразцовыми печами, архитектурными деталями. Всё это дало возможность с большей полнотой представить уникальные полотна русских художников в соответствии с той эпохой, в которой они когда-то жили. В торговом здании усадьбы на Поморская,3 с 2002 года работает единственный в России музей, посвящённый художественному освоению Арктики. Здание бывшего электротеатра «Эдисон», входившего в состав купеческой усадьбы Е.К.Плотниковой, предполагается использовать, сохранив его функцию городского культурного центра и создав в нём музейно-образовательный центр. В деревне Городищенской Красноборского района Архангельской области находится филиал музейного объединения – Дом-усадьба северного художника А.А.Борисова, где проходят выставки, пленэры художников, работают студии для детей и взрослых. Сегодня музей – это динамично развивающийся организм, способный решать сложные, поставленные временем задачи по сохранению и приумножению богатейшего культурного наследия Русского Севера и его популяризации. Фото из архива Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» |
||