Русское искусство. XX век
посмотреть все выставки 25 января - 23 сентября 2021


  • Русское искусство. XX век
Музей изобразительных искусств
г. Архангельск, пл. Ленина, 2
На выставку действуют льготы
подробнее

О выставке

_mg_1965 _mg_1960
_mg_1945 _mg_1953
_mg_1946 _mg_1943
_mg_1959 _mg_1962
 

Фотограф: Любовь Смирнова

 

Выставка «Русское искусство. XX век» из коллекции Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» представляет живописные полотна, которые отражают основные этапы, направления и стили  в  развитии изобразительного искусства, начиная с 1910-х до 1990-х.

Экспозицию открывают яркие имена художников русского авангарда. Редкой работой «Композиция. Распыление цвета» представлена одна из «амазонок русского авангарда» Ольга Розанова. Картина написана в 1917 году и относится к последнему периоду творчества, когда художница, по её собственному выражению, работала с «распылом цвета» и «цветописью». Среди авангардных работ следует отметить и картину Татьяны Глебовой «Композиция. Портрет органиста Браудо». Глебова была ученицей знаменитого художника русского авангарда Павла Филонова. Привлекают внимание «Натюрморт с балалайкой» Петра Соколова и «Женский портрет» Александра Замошкина, которые можно отнести к кубо–футуристическим экспериментам молодых художников 1920-х годов.

Творчество художников, входивших в объединение «Бубновый валет» представлено на выставке наиболее яркими его представителями – Пётр Кончаловский, Роберт Фальк, Александр Куприн, Александр Древин. К началу 1920-х годов из ниспровергателей устоев и бунтарей «бубнововалетцы» превратились в хранителей вечных ценностей живописи. В их творчество вошли новые индустриальные темы, но, по-прежнему, у многих из них любимым жанром оставался натюрморт.

Подлинной находкой в собирательской деятельности было приобретение работ художников общества станковистов (ОСТ) – «Италия» Юрия Пименова и «Девочка с цветком» Андрея Гончарова. Обе работы выполнены в присущей раннему ОСТу манере – декоративной плоскостности и линейной отчетливости форм. «Италия» Ю.И. Пименова входит в условно объединенный цикл «Запад», созданный после поездки художника в 1928 году в Германию и Италию.

Привлекут внимание зрителей и работы художников Александра Шевченко и Александра Волкова, отражающие популярную в 30-е годы тему Востока. Шевченко представлен  первоклассным живописным полотном из закавказского цикла «Рыбачки», а Волков колоритной картиной «Полдень в Шахимардане», которая наряду с его знаменитой «Гранатовой чайханой» представляла советское искусство на парижской выставке 1967 года «Русское искусство от скифов до наших дней».

Особо хотелось бы выделить работы художников 1930-х годов, чьё творчество стало широко известно лишь годы спустя. После ряда персональных выставок, прошедших в 1970-х годах в Москве и Ленинграде, вернулись к зрителю имена таких незаслуженно забытых художников как Роберт Барто, Борис Голополосов, Александр Морозов, Ольга Соколова, Юрий Щукин и многих других.

Среди произведений 1930-х несомненный интерес представляет «Портрет Е.П. Самохваловой», написанный известным советским художником Александром Самохваловым. Портрет, наряду с индивидуальными чертами жены художника, несет в себе образ-тип молодой женщины страны Советов. Художественным портретом  времени можно назвать и работу Самуила Адливанкина  «Русаковский трамвай».

В состав экспозиции включены работы русских художников, начавших свой творческий путь ещё в конце XIX века и  продолжавших активно работать в советское время. Жизнеутверждающее начало, сочная живопись, характерная для живописцев «Союза русских художников» отличает «Летний пейзаж» Николая Крымова и «Натюрморт с васильками» Константина Юона. Для произведений, созданных в первые послереволюционные годы, характерна оптимистическая настроенность, устремленность в будущее. Это касается не только жанровых картин, но и пейзажных, как например картина А.П. Остроумовой-Лебедевой «Ледоход на Неве».    

1960-е годы представлены именами многих ведущих живописцев. Признанными мастерами деревенской темы, продолжающими традиции «Союза русских художников» являются братья Сергей и Алексей Ткачевы. Среди нескольких их работ, принадлежащих музею, наиболее значительная – «Пора сенокосная. Полдень». Разные воплощения темы Родины предстают в пейзажах Валентина Сидорова «Пора безоблачного неба», Ефрема Зверькова «Осень», Владимира Гаврилова «Весенний вечер». К этой плеяде художников относится и московский живописец Юрий Кугач. Глубиной, правдивостью и душевной проникновенностью отмечено его полотно «У колыбели».

Творчество многих советских художников связано с темой Севера. В 1930-е годы открыл для себя красоту северной земли бывший «бубнововалетец» Василий Рождественский. Колоритный портрет северянки Веры Самсоновой написан на Онежском полуострове Архангельской области. Результатом творческих поездок в заповедные места Мезени и Печоры стала картина Игоря Попова «1 мая на Севере». Местом ежегодной творческой работы для Николая Андронова стало знаменитое Ферапонтово Вологодской области, где и была написана картина из нашего собрания «В деревне». Значительным дополнением северной темы стало приобретение нескольких произведений Виктора Попкова, среди них и последняя работа автора «Рождение картины», написанная в Кенозерье.

Широкое общественное признание давно завоевало творчество Дмитрия Жилинского. «Автопортрет с матерью. Зима на юге» – одна из лучших работ мастера в жанре портрета. Продолжение темы, связанной с отношениями между родными и близкими людьми видит зритель и в картине Олега Филатчева «Портрет жены с дочерью».

Широкий диапазон поисков новых средств выразительности предстает в работах московских живописцев в семидесятые годы. Одной из ярких фигур среди московских художников семидесятых годов этого периода являлась Наталья Нестерова, стиль который  называли «сочным реализмом». Ирония, гротеск, метафизические образы ясно прочитываются в её работах «Люди и скульптуры» и  «Прогулка». Для художницы Ирины Старженецкой определяющим в творчестве является цвет. Удивительно гармоничны, представленные на выставке «Портрет Иры Затуловской» и «Пейзаж с птицей», где эмоциональное состояние передано цветовыми отношениями.

Творчество художников Санкт-Петербурга представлено многими именами. Один из ведущих художников 1960 – 1970-х годов – Евсей Моисеенко. Главной темой творчества художника являлись темы, связанные с историей страны, с романтикой борьбы за новую жизнь. Идейная убежденность и художественное мастерство отличают монументальное полотно «Нас водила молодость…», посвящённое драматической странице истории Отечества – гражданской войне.

Многообразие мира природы, её гармоническое созвучие с человеческой душой – так можно определить то, что объединяет таких разных авторов, как Герман Егошин «Море и белье», Юрий Павлов «На даче», Леонид Ткаченко «Малый орган»

Творчество нового поколения художников андеграунда связано с именем московского художника Э.М. Белютина. В начале 1990-х годов, после нашумевшей выставки в Манеже, в музей поступил целый ряд работ художников его знаменитой студии «Новая реальность». Переданная в дар музею  картина Элия Белютина «Модуль мужчины» (1986) – яркий пример современного авангарда.

Выставка представляет малую часть обширной коллекции русской живописи ХХ века, насчитывающей около четырех тысяч произведений и собранной несколькими поколениями музейных сотрудников.

Стоимость входных билетов в музей:

Музей изобразительных искусств, пл. Ленина,2

Часы работы: 10.00 – 17.00. Касса до 16.15

Выходной – вторник

При посещении выставки наличие средств индивидуальной защиты (защитной маски) ОБЯЗАТЕЛЬНО, также приветствуется бесконтактная форма оплаты (терминал).

Количество посетителей залов ограничено до особых распоряжений.

Давайте соблюдать расстояние между друг другом, но сокращать дистанцию с искусством!

Тел. для справок +7(8182) 65-36-16, 65-35-34




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений