Там, у Пинеги реки…
посмотреть все выставки
31 декабря 2020 - 25 июня 2023
О выставке
|
|
Фотограф: Любовь Смирнова |
В рамках юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения Фёдора Александровича Абрамова (1920–1983) Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» представляет выставку «Там, у Пинеги реки…».
«Пинежская земля меня питает так же, как она питает сосну, ель. Пинега – это моя почва». Эти слова Фёдора Александровича как нельзя лучше отражают неразрывную связь русского писателя с родиной, с её духовной и народной культурой. Памятники деревянной культовой архитектуры, могучие избы с деревянными конями на крыше, монастыри, народное искусство и уникальная песенная и былинная культура – все это заповедный Пинежский край.
Выставка «Там, у Пинеги реки…» посвящена художественному наследию Пинежья, ее основу составили произведения народного и древнерусского искусства из собрания Музейного объединения. Все представленные в экспозиции предметы, поступили в музей из экспедиций по Пинежскому району в 1960-е – 1970-е годы.
Большая часть экспозиции включает уникальные народные костюмы – знаменитые пинежские «синяки», набивные сарафаны, «пестрядинники». На выставке можно будет увидеть головные уборы и ювелирные украшения – серьги-голубцы, обязательный атрибут костюма девушки невесты, наперсные кресты, изделия из жемчуга.
Духовное наследие Пинежской земли представляют иконы и деревянная резьба XV–XVII веков, поступившие в собрание музея из храмов Покшеньги, Едомы и Кевролы. Особый интерес представляет икона «Великомученик Федор Стратилат» 1581 года. Святой почитается как покровитель православного воинства. На иконе, отличающейся высоким мастерством исполнения, запечатлен образ крепкого, стойкого и сильного воина, готового сокрушить врага. Надпись на нижнем поле свидетельствует о том, что икону заказала Мария Иванова в память о своем муже Федоре Киселёве, умершем 6 октября 1581 года. В правом верхнем углу, в круглом клейме изображена сцена, в которой старец Зосима причащает преподобную Марию Египетскую – покровительницу Марии Ивановой.
Из Вознесенской часовни д. Березник происходит самая древняя на выставке живописная икона конца XV – начала XVI века «Святитель Николай Чудотворец, в житии». Стилистические особенности живописи говорят о том, что икона, по-видимому, была привезена на Пинегу из Ростова Великого. К сожалению, до нас она дошла с большими утратами авторской живописи.
Из большого комплекса произведений Никольской церкви д. Покшеньга отреставрированы иконы деисусного, праздничного и пророческого чинов конца XVI – XVIII веков и среди них две уникальные подписные и датированные иконы «Дмитрий Солунский» и «Преображение» (1729).
На Пинеге были и свои чтимые святые. Особо почитался праведный Артемий Веркольский – подросток, погибший от молнии. Он был сыном крестьян-земледельцев села Веркола Кеврольского уезда. Это один из немногих «народных святых», подвиг которого заключался в земледельческом труде. На иконах, посвященных Артемию Веркольскому, есть сцены, где Артемий боронит пашню, или – во время работы в поле, застигнутый сильной грозой, погибает от «небесного огня».
Несомненный исторический интерес представляет изображение Веркольского монастыря, размещенное в клейме житийной иконы и на пядничной иконе XVIII века.
Редкая, удивительная по живописи икона «Преображение» написана в 1729 году иконописцем Иваном Зубовым, который был церковным дьяком Покшеньгской волости. На иконе очень необычно трактованы горы: освещенные ярким фаворским светом, они напоминают сталактиты в карстовых пещерах Пинежья.
Музей изобразительных искусств,
пл. Ленина,2
Выходной-вторник
Тел. для справок +7(8182) 65-35-34, 65-36-16