Иконы Каргополья. Возрождение
посмотреть все выставки
7 марта 2019 - 30 июня 2020
О выставке
Фотограф: Любовь Смирнова |
Выставка «Иконы Каргополья. Возрождение» – совместный проект Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск), Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря и Российской академии художеств. Выставка продолжает череду проектов, посвященных христианской культуре Русского Севера, цель которых – собрать, сохранить и представить широкому зрителю раритеты малоизвестных музейных фондов Северной России.
Выставка ранее в ноябре 2018 – феврале 2019 года с успехом экспонировалась в Музейно-выставочном комплексе РАХ «Галерея искусств Зураба Церетели» (Москва) и уже вернулась в Архангельск.
В фокусе экспозиции – итог многолетней реставрационной практики и научно-исследовательской работы с целью сохранения наследия Каргополья, одного из главных художественных центров Русского Севера. Среди всего разнообразия произведений живописи, представляющих «северные письма», искусство каргопольских мастеров занимает особое место. Выставка показывает, как ведущие реставраторы страны совместно с сотрудниками архангельского музея из года в год собирали, сохраняли, реставрировали и изучали каргопольские иконы. В результате подготовлено для экспонирования 150 произведений иконописи и деревянной пластики Каргополья ХV – ХIХ веков. Выставка построена по хронологическому принципу с выделением нескольких тематических комплексов: «Древнейшие иконы Каргополья», «Каргопольские мастера», «Иконы села Ошевенское», «Деревянные резные иконы», «Старообрядческие иконы».
Каргополье в древности – крупный регион, расположенный вдоль течения реки Онеги, начиная от ее истока из озера Лаче до Белого моря. Согласно современному территориальному делению, эти земли включают Каргопольский, Онежский и часть Плесецкого района Архангельской области. Река Онега – важная северная водная артерия, открывающая путь в древнее Заволочье – привлекала русских переселенцев еще в ХII – ХIII веках. Первыми путь на Север, к низовьям реки Онеги, стали осваивать новгородцы, следом за ними – посланцы ростово-суздальских князей. На реке возникли посады, наиболее значительным из них был Каргополь.
Культура Каргополья многолика и разнообразна, также как и удивительная природа этого края. Вдали от крупных городов, больших строек и железных дорог Каргопольская земля смогла сохранить свой неповторимый, ностальгически привлекательный облик. Христианские памятники – наиболее известная и значительная часть каргопольского наследия. Расцвет северной иконописи относится к ХVI – ХVIII векам. Каргопольские мастера упоминаются в документах с ХVI века. Они работали в разных видах искусства: настенная роспись, иконопись, книжная миниатюра, резьба и роспись по дереву.
Круг сохранившихся произведений каргопольских мастеров довольно обширен. В 1950-1980-е годы в Каргопольский, Онежский и Плесецкий районы Архангельской области были организованы многочисленные экспедиции по сбору древних памятников. Наиболее значимые из них – Онежские экспедиции Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской под руководством Н.Н. Померанцева в период с 1958 по 1971 годов. В сложных экспедиционных условиях реставраторы и сотрудники архангельского музея пытались сохранить церковное наследие Каргополья. К сожалению, не все удалось сберечь, многое осталось только в фотографиях.
В собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» сосредоточена значительная коллекция каргопольских икон и деревянной скульптуры ХVI – начала ХХ века. Она представляет наследие не только города Каргополя но и расположенных в его окрестностях сел и деревень: Ошевенское, Саунино, Лядины, Архангело. Жемчужина выставки – икона «Богоматерь с младенцем и пророк Илия» из Никольской часовни д. Бухалово на Кенозере, созданная во второй половине ХV века. Она принадлежала первым православным переселенцам, пришедшим на Онегу из Великого Новгорода.
Среди самых ранних икон – Деисусный чин конца ХV – начало XVI века, который был буквально спасен реставраторами ГЦХРМ из-под руин падающей Никольской церкви с. Астафьево. Обращает на себя внимание икона «Богоматерь Одигитрия со святителем Василием Великим» 1527 года, поставленная «на поклонение всех христиан» в церкви Рождества Богородицы села Бережная Дубрава. Точные даты и исторические надписи являются большой редкостью на иконах.
Произведения каргопольских резчиков – самобытные и редчайшие памятники средневекового искусства. Мастерами разработан особый тип образа святителя Николая (Можайского). Он стал символом русского воинства, особенно после польско-литовского нашествия и разорения края в 1612 – 1614 годах. Деревянную скульптуру святого Николы помещали в киот со створами, затем ее расписывали. Этот вид совместного творчества резчиков и иконописцев процветал в Каргополье. Резные образы стояли во многих церквях и часовнях вдоль реки Онеги.
Каргополье – это былинный и песенный край. Именно сюда отправились в поисках редких этнографических типов и характерных северных пейзажей с древними церквями художники И.Я. Билибин и И.Э. Грабарь. Выставка дополнена редкими видовыми фотографиями ХХ века, с утраченными храмами и интерьерами церквей.