Великая Отечественная война. Взгляд из 2000-х
посмотреть все выставки
3 апреля - 2 сентября 2015
О выставке
3 апреля Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» в рамках юбилейного проекта «Великой Победе посвящается» представляет художественную выставку «Великая Отечественная война. Взгляд из 2000-х».
В состав выставки вошли произведения живописи и графики из коллекции музея и мастерских художников. Художественные образы и документальные материалы, представленные в экспозиции, отражают события военных лет от начала войны 1941 года до Парада Победы на Красной площади. Зритель, переходя от картины к картине, видит войну глазами художников разных поколений: и непосредственных ее участников, и более молодых авторов, осмысливающих эту волнующую тему на протяжении второй половины ХХ века. Главная тема человек на войне проходит сквозной линией через все основные разделы экспозиции: через образ русской женщины, через судьбу простого солдата, через образ разоренного врагом родного очага. Отдельная тема посвящена Архангельску – городу с богатой военной историей и великими морскими традициями.
С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Одни из них ушли сражаться на фронт, другие на оборонные работы. Между боями они успевали рисовать, выпускать газеты, плакаты, карикатуры, писать картины. В годы войны это была в основном фиксация увиденного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «живописная зарисовка». Художники были потрясены мужеством, нравственной высотой и благородством духа простых людей. Сначала это были предельно скромные портреты, лишь фиксирующие черты человека военной годины. Примером могут служить картины архангельского художника-фронтовика Алексея Румянцева, написанные художником в военную пору: «Краснофлотец» (1944), «Портрет моряка» (1943), «Медсестра» (1943), «Портрет фронтовика» (1943). Эту серию портретов дополнят и редкие, представленные впервые, военные картины архангельского живописца Александра Казакова «Портрет военного в шапке-ушанке» (1940-е), «Портрет Героя Советского Союза военного летчика П.Д. Климова» (1940-е), «Портрет полярного летчика М.В. Водопьянова» (1940-е).
Победа, которая пришла 9 мая 1945 года, досталась советскому народу слишком большой ценой. Не забывая об этом, художники вновь и вновь возвращались к теме Великой Отечественной войны. В 1959 году ленинградский художник Борис Лавренко напишет щемящее по своей образности большое полотно «На дорогах войны», которое и сегодня заставляет содрогнуться от жалости к женщинам, детям и старикам. Полна драматизма и картина художника-фронтовика Александра Романычева «Отчий дом» (1964).
В 1980-е годы к теме войны обращается молодое поколение художников, не видевших воочию всех ее ужасов и страданий, но пытающихся осмыслить и передать через художественные образы всю трагедию народа. На выставке представлен триптих архангельского художника Евгения Петухова, 1985 года создания, и работы молодого северодвинского автора Александра Кабина, написанные специально к 70-летию Победы.
Особенностью картин Бориса Лукошкова, Василия Курицына, Александра Малетина является то, что в каждой из них война не представлена батальными и бытовыми сценами, ее трагический образ решен общим напряженным цветовым строем.
В годы войны появились значительные произведения станковой графики, причем многообразие впечатлений породило многообразие форм. Это и быстрые документальноточные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и художественному уровню. Это и портретные рисунки бойцов, партизан, моряков, санитарок, командиров богатейшая летопись войны. На выставке графика представлена именами архангельских художников-фронтовиков Евгения Хвиюзова, Алексея Румянцева, Николая Наговицына, Дмитрия Свешникова, Александра Елфимова.
В центре выставочного пространства инсталляция, созданная архангельскими художниками Мариной и Алексеем Григорьевыми, которая включает в себя большое количество впервые публикуемого материала из семейного архива Григорьевых и коллекции музея. Это подлинные фотографии военного времени, карандашные портреты из фронтовых альбомов Алексея Чаусова, газетные полосы и острые сатирические рисунки Семена Григорьева. Два больших холста Марины Григорьевой торжественным и трагическим цветовым аккордом объединяют в единое произведение представленный уникальный материал.
Открытие выставки состоится 3 апреля в 16 часов в Архангельском музее изобразительных искусств по адресу: пл. Ленина,2
Генеральный спонсор выставки: |