Евгений Чивиков. Рисовать Россию можно бесконечно...
посмотреть все выставки
23 января - 15 марта 2025
О выставке
Фотограф: Любовь Смирнова |
Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» представляет выставку графических произведений московского художника Евгения Константиновича Чивикова (1946-2013) из собрания его жены Таины Николаевны Вербицкой. Имя этого художника не столь широко известно современным архангельским зрителям, а между тем существенная часть его творчества связана с Русским Севером. На выставке показаны пейзажи, созданные автором на Каргополье и Мезени, в Кириллове и Феропонтово, виды Соловков и Малых Корел.
Архитектор и художник Евгений Константинович Чивиков родился в Москве. Учился в двух художественных школах: общеобразовательной с художественным уклоном и вечерней художественной школе № 1. В 1964 году поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (МВХПУ им. Строганова) на факультет интерьера. В 1972 году поступил на вечерний факультет Московского Архитектурного Института (МАРХИ). Чивиков был опытным архитектором – практиком, он много проектировал и строил. Среди его работ интерьеры Театра оперы и балета в Красноярске (1978), Дворец спорта Динамо в Москве (1980), областная библиотека в Куйбышеве (ныне Самара, 1988).
Евгений Чивиков много путешествовал и рисовал: «С этюдником я не расстаюсь с 1964 года, и где бы я ни был, он всегда со мной». Художник был влюблен в атмосферу русских городов. Во время его паломнических поездок по России родилась летопись в рисунках, составленная очевидцем, который торопился запечатлеть не только бесконечное богатство человеческого таланта и разума, родную природу, но и уходящее в прошлое русское архитектурное наследие. Путевые зарисовки, сделанные остро заточенным карандашом, акварелью или изографом, необычайно метки. Каждый рисунок – это результат профессионализма автора, независимо от того, большой это этюд или маленький набросок, состоящий из нескольких линий.
«Когда говорят, что у нас всё плохо, я вспоминаю Русский Север и Москву, Питер, бесконечную, ещё совсем нетронутую Сибирь, старинные русские города и городки. Как же всё это бесконечно красиво! Рисовать Россию можно без конца. Не надо говорить о том, что у нас нет порядка. Это - особый, Божеский порядок. Это вечная красота, которой хватит на всех людей. Задача же художника - открыть глаза людям, радовать их». Для Чивикова безграничная любовь к России стала основным источником творчества. Примечательно, что его рожденного в большом городе, влекла глубинная Россия. Чуткое сердце художника спешило раскрыть перед зрителями прекрасное во всем, что нас окружает, прекрасное, которое зачастую скрыто от большинства.
Работы художника – это отражение постоянного творческого изучения натуры. Именно предпочтение рисования с натуры определило выбор техники: акварель, темпера, сепия, изограф – все эти материалы позволяют максимально быстро добиваться точного и безукоризненного результата. «Больше всего люблю рисовать зимой, когда всё стоит чистое и прозрачное. Когда акварель замерзает, рисую пастелью и сепией. Начинаю работу сепией и пастелью на морозе, в мастерской рисую небо и делаю основные цветовые заливки, а затем снова выезжаю на натуру и заканчиваю рисунок», – рассказывал о своей работе Е. Чивиков.
В своих архитектурных пейзажах Евгений Константинович очень чутко и верно передает нюансы смены времен года: потемневший снег или сочные цвета первой зелени помогают зрителю почувствовать наступающую весну, а оранжево-пурпурные всполохи в еще зеленых кронах деревьев навевают мысли о неизбежном приходе осенних холодов. «Очень хорошо рисовать поздней осенью или ранней весной, когда конструкция деревьев постепенно исчезает в дымке. Весной снег постепенно сходит – и вдруг метель! Начинают возникать планы: первый вполне конкретный, второй мягче, третий ещё нежнее. Четвёртый сливается с небом… И снова кружево деревьев на переднем чёрно-синем плане».
Архитектура, проступающая сквозь ветви деревьев, – основная тема творчества Евгения Чивикова. Деревья и здания в его архитектурных пейзажах не противостоят друг другу, а сливаются в единую многозвучную композицию – своими ветвями и стволами деревья подчёркивают детали и линии, помогая понять стройность архитектуры. «Сочетание чуда природы – деревьев – с чудом русской архитектуры. Что-либо другое мне рисовать просто не интересно», – говорил художник.
Огромный опыт художника и архитектора позволял Евгению Чивикову виртуозно владеть пространством картины. Художник работал над задуманной композицией листа без предварительных эскизов, представляя в своем воображении образ своей будущей картины во всех подробностях и деталях. В работах он был не чужд определенной доли фантазии, частично видоизменяя характер некоторых элементов или изображая архитектурный ансамбль с разных точек зрения одновременно: «Я не могу сказать в начале работы, что получится на листе, - композиция возникает в процессе размышлений. Я никогда не рисую то, что вижу в данный момент перед собой».
Выставка «Евгений Чивиков. Рисовать Россию можно бесконечно…» - это летопись в рисунках, составленная во время поездок по России мастером архитектурного пейзажа Евгением Константиновичем Чивиковым, который запечатлел в своих работах не только бесконечное богатство человеческого таланта и разума, родную природу, но и уходящее в прошлое русское архитектурное наследие.
Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова, ул. Поморская, 3.
Контактные телефоны: 8(8182) 20 56 47, 8(8182) 28 64 87
Образовательная программа
-
2, 9 и 16 февраля, 14:00;
-
12 и 19 февраля, 18:00;
-
22 февраля, 16:00.