БОГОМАТЕРЬ ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ. Конец ХVII века
посмотреть все выставки


БОГОМАТЕРЬ ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ. Конец ХVII века

Экспонаты

Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» ежегодно на протяжении десяти лет показывает в Ночь музеев вновь открытый древний памятник. В этом году впервые будет представлена икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» конца ХVII века, недавно вернувшаяся в музей после реставрации.

БОГОМАТЕРЬ ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ
Конец ХVII века
Из Никольской церкви (1867 г.) д. Сырья Онежского района
Архангельской области
Реставратор Е. С. Диас (Москва, ВХНРЦ, 2022—2024 гг.)
Собрание АОМИИ. Инв. № 788-држ

Название иконы восходит к толкованию пророком Даниилом  повествования царя Навуходоносора о камне, чудесным образом оторвавшемся от горы: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук…». Сюжет воспринимается как пророчество о рождении Бога. Богоматерь образно сравнивается с горой, а Иисус Христос — с отколовшимся камнем.  
Икона имеет необычную форму: доска узкая, удлиненная по вертикали (107 х 36 см). Вероятно, она стояла слева от Царских врат в первом (местном) ряду иконостаса.
В основе редкой иконографической композиции — образ Богоматери Одигитрии, восседающей на троне. Христос изображен справа, на фоне отколовшегося от скалы камня. Он благословляет правой рукой,  левой держит свиток с текстом: «Се мати моя…». Богоматерь одета в синюю тунику и красный мафорий,  расписанные сложными волнообразными орнаментами, напоминающими облака. На  челе и плече  написаны звезды,  которые символизируют девство Богородицы и Ее небесную чистоту.
В правом верхнем углу в облачном сегменте изображен ангел с орудиями страстей Христовых (крест, копье, трость), что  является напоминанием об искупительных страданиях Христа.
Икона включает ряд символических изображений, прославляющих Богоматерь, восходящих к Ветхому Завету. Это гора и лестница (на старославянском языке – лествица).  Путь к обретению райского блаженства и духовного совершенствования уподоблен восхождению по ступеням  лестницы. Руководство к монашеской жизни под названием «Лествица райская» написал ученый монах Иоанн, родом из Греции, живший в конце VI — первой половине VII века.  
Особенностью иконы является изображение на поземе трав. Они соотносятся с образом рая и плодоносной нивы. Тему райского цветения продолжает сложная орнаментация трона с радужными  растительными элементами. На троне утверждены три подсвечника, которые должны засиять светом Христовой веры.
Древнейшая известная икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» ХVI века происходит из  Соловецкого монастыря. Наша икона найдена экспедицией музея в деревне Сырья, расположенной между реками Мудьюгой и Кодьмой, впадающими в Онегу. Поселение известно с ХV века, когда отшельником Кириаком в этом месте была устроена небольшая Успенская пустынь. Кириак принял монашество и под именем Кирилла Сырьинского стал основателем монастыря. Первые храмы обители не сохранились. Во второй половине ХIХ века в деревне осталась небольшая Никольская церковь, существующая и поныне. Имущество разобранных за древностью монастырских церквей  — Успенской 1600 и Никольской 1661 годов — сохранено и перенесено в новый храм.
 Сырьинская пустырь  и земли по реке Онеге в середине ХVII века принадлежали Кийскому Крестному монастырю. Крупнейшие иконописные заказы на этих территориях выполняли северные художники, в том числе, мастера ведущей онежской иконописной артели  Михаила Алексеева.
 Икона «Богоматерь  Гора Нерукосечная» поступила в музей под слоем устойчивых загрязнений и сильно потемневшей олифы. Живопись практически была не видна, рассмотреть сюжет сложно.  В 2022— 2024 годах икона находилась во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря в Москве, где ее буквально возродила реставратор Екатерина Диас.




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений