ПОКЛОНЕНИЕ КИЙСКОМУ КРЕСТУ Последняя треть ХVII — начало ХVIII века
посмотреть все выставки


ПОКЛОНЕНИЕ КИЙСКОМУ КРЕСТУ Последняя треть ХVII — начало ХVIII века

Экспонаты

По грамоте, данной царем Алексеем Михайловичем 13 июня 1656 года, на Кий-острове в Белом море был основан Крестный монастырь. В том же году в Палестине по велению патриарха Никона сделан кипарисовый крест «в меру Креста Господня», который с большими почестями был препровожден из Москвы на Кий-остров. Он считался главной святыней Онежского Крестного монастыря.  

Во второй половине ХVII века сложилось почитание живописных изображений Кийского креста. По велению патриарха Никона или царя Алексея Михайловича был создан живописный образ «Поклонение Кийскому Кресту» (или «Кийский Крест, с предстоящими», «Никоновский крест»). В центре композиции изображен Крест с перечислением помещенных в нем святых мощей. В композицию включены реальные исторические персонажи: слева в молитвенном предстоянии Кресту  равноапостольный царь Константин, царь Алексей Михайлович и коленопреклоненный патриарх Никон; справа  равноапостольная царица Елена и царица Мария Ильинична. Они изображены под сенью с декоративным завершением и колоннами. В центре фигурного навершия  круглое клеймо с изображением Христа, благословляющего двумя руками. Кийский Крест, обрамленный сенью, встречается редко и только на иконах в последней трети ХVIIначале ХVIII века. Вероятно, сень воспроизводит киот, в который был поставлен Кийский Крест в иконостасе Крестовоздвиженского собора на Кий-острове.

Икона «Поклонение Кийскому Кресту» стала чтимым образом Крестного монастыря. Известно около двадцати его списков, выполненных на холстах и на иконных досках. Они детально воспроизводят композицию ХVII века, иногда дополняя его новыми текстами. Поздние списки идентичны более древним образцам по пропорциям, деталям иконографии, включая орнаментацию одежд, даже по светотеневой моделировке ликов. Надпись на нижнем поле икон воспроизводит текст серебряной позолоченной пластины, установленной под нижней перекладиной Кийского Креста.

Этот образ был призван пропагандировать реформаторскую деятельность патриарха Никона и стать своеобразной «визитной карточкой» основанной им северной обители. Основным заказчиком икон был Крестный монастырь. Над созданием списков работали иконописцы онежских вотчин монастыря.

  1. Онежский Крестный монастырь на Кий-острове. 1888 год. Литография В. Черепанова, Архангельск

  2. Портрет патриарха Никона. ХVIII век. Холст, масло. Собрание Архангельского краеведческого музея

  3. Поклонение Кийскому Кресту. Конец ХVII – начало ХVIII века. Собрание ГМО «Художественная культура Русского Севера»

  4. Поклонение Кийскому Кресту. Конец ХVII – начало ХVIII века. Фрагмент иконы




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений