Подписные и датированные иконы ХVI – начала ХХ века
посмотреть все выставки


Подписные и датированные иконы ХVI – начала ХХ века

Экспонаты

Собрание икон Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»  – одно из самых представительных в России. Музей, основанный в 1961 году, получил в наследие небольшую коллекцию икон из Архангельского краеведческого музея. С тех пор она выросла многократно, благодаря активной собирательской работе.  В её составе иконы, деревянная скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства.

Иконы с авторскими и историческими надписями – редкие и уникальные памятники. В собрании музея выявлено 103 подписных и датированных произведений XVI – начала ХХ в.: иконы живописные, резные, литые и печатные. Наибольшее число подписных икон относится в XVIII – ХIХ векам. Самая древняя датированная икона, «Богоматерь Одигитрия со святым Василием Великим», относится к 1527 году (ил. 1).

Подписные иконы отражают творчество иконописцев, происходящих  из разных слоев населения Русского Севера.  Одни мастера проживали в северных городах:  Архангельске, Холмогорах, Белозерске. Известны художники из крестьянской среды.  В частности, известной в Поонежье артели, возглавляемой иконописцем Иваном  Ивановым Богдановым-Карбатовским (1716 – 1801; ил. 13, 14).

Уникально наследие Соловецкого монастыря, где иконописная палата существовала с XVII века. Оно представлено памятниками: «Плоды страстей Христовых» 1689 года (ил. 5), «Филарет Милостивый» 1783 года, «Воскрешение Лазаря» 1791 года (ил. 12), «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, святой отрок Константин» 1915 года и другие.

Надписи размещены как на лицевой стороне икон, так и на оборотах. Суть текстов разнообразна. Встречаются вкладные надписи с указанием даты, имени вкладчика или иконописца. Благодаря этому иконы становятся важным историческим документом эпохи.

Дата вклада иконы в храм могла быть приурочена к одному из праздников церковного календаря. Для северян важны были праздники народного месяцеслова, связанные с промысловыми и сельскохозяйственными традициями. Подписывали, в первую очередь, крупные образы, которые стояли на виду: на клиросе или в составе местного ряда иконостаса, в том числе, храмовые иконы.

Надписи могут быть краткими  и довольно пространными. В XVIII веке содержание надписей становится более информативным:  в них зафиксированы не только имена иконописцев, чьими «трудами» созданы иконы, но также заказчиков, чьим «радением» мы обязаны появлению образа.

Подписные иконы являются основополагающими произведениями для атрибуции церковной живописи. Это очень важная часть музейного фонда России. Представленная коллекция подписных и датированных икон не претендует на исключительную полноту. Реставрация музейного фонда продолжается, можно ожидать новых открытий.

Музеем подготовлен и издан иллюстрированный каталог:

Подписные и датированные иконы ХVI – начала ХХ века в собрании Государстенного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»: Каталог // Сост. О.Н. Вешнякова, Т.М. Кольцова. М: Три квадрата, 2000. 224 с.

1

БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ, СО СВЯТИТЕЛЕМ ВАСИЛИЕМ ВЕЛИКИМ

1526/1527 год

Новгород, северная провинция

96 х 65 х  3,2

Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное золото. Резьба и тиснение по левкасу.

АОМИИ. КП 490-65 г. Инв. 545-држ

Вывезена из церкви Рождества Богоматери (1678 г.) деревни Бережная Дуброва Плесецкого района Архангельской области в 1965 году экспедицией АОМИИ (В.А. Беднов, Г.В. Цируль).

На нижнем поле, на фоне кpасной опуши, горизонтальная надпись в одну строку, выполненная крупными золотыми буквами: «…7035 ГО НАПIСАНА БЫ[СТЬ] СIЯ IКОНА ПОВЕЛЕНИЕМЪ PАБА БОЖИЯ IАКОВ[А]…А С[Ы]НА НА ПОКЛОНЕНIЕ ВСЪМЪ КР…».

2

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ, С ЖИТИЕМ (НИКОЛА ВЕЛИКОРЕЦКИЙ)

Андрей Васильев

1558 год

Сольвычегодск

55 х 49 х 4 – рама; 32,5 х 17,8 х 2,2 – средник.

Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное золото.

АОМИИ. КП 300/1,2-66г. Инв. 810/1,2-држ

Происходит из Преображенской церкви г. Сольвычегодска. Поступила из СИХМ в 1966 г.

Состав клейм (в строчном порядке):

1 2 3
4   5
6 7 8

 

1. Приведение во учение;

2. Явление царю Константину во сне;

3. Спасение Димитрия от потопления;

4. Служба святителя Николая Чудотворца (надпись на записи, удалённой при реставрации: «Святой Николае созда храм себе»);

5. Чудо о корабельниках;

6. Избавление трех мужей от казни;

7. Возвращение Агрикова сына Василия родителям

8. Преставление святителя Николая.

На обороте средника надпись, выполненная по темно–коричневому фону черными буквами, в семь строк (вторая строка полностью утрачена): НАПИСАН [Н]ИКОЛА // … // ЛЕТА 7066 [1558] ГО МАИ//Я ВО КИ [28] ДЕНЬ ЧЕЛОВЕКА // ГРЕШНАГО РУКОЮ // АНДРЕЙЦА ВАСИЛЬЕВА // СЫНА ТОГДЫ БЫДЬ ЗЕМСКИ.

3

ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ

1581 год

139,5 106,5 х 3,6

Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота, цветные лаки

АОМИИ. КП 860-65г. Инв. 314-држ

Вывезена из Никольской церкви д. Покшеньга (1844) Пинежского района Архангельской области в 1965 г. совместной экспедицией ГРМ и АОМИИ (Э.С. Смирнова, Е.Д. Мальцев, В.А. Беднов, Г.В. Цируль).

Внизу на поземе с черным орнаментом – надпись, выполненная полупрозрачными белилами в две строки: «Лета семь тысяч девяностого девятого[1581]  октября в 6 день написана бысть сия икона повелением рабы Божией Марии вановы дочере // Феодоровские жены Киселева в дом Николе Чудотворцу да великомученику Георгею, на Усть Пукшенге по душе своей».

4

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

1589 год

Холмогоры

135 х 104,5 х 4,5

Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное золото

АОМИИ. КП 2493. Инв. 1441-држ

Вывезена из церкви Богоявления на Ухтострове (1886 г.) Холмогорского района Архангельской области экспедицией АОМИИ в 1970 г. (О.Н. Башловкина, Ю.П. Саблин).

Надпись выполнена строчными буквами белой краской в одну строку вдоль нижнего края иконы: «Лета… написанъ сi о(б)ра(з)…при… князе Фе(о)доре Iоа(н)новиче Всiа Росiи. И пр(и) с(вя)теише(м)ъ  п(атрiар)хе Иове… о[свя]щен… При Огепите 1589 … на поклоненiе пр[а]в[о](с)л[ав]ныхъ хр[и](с)тiанамъ».

5

ПЛОДЫ СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ

1689 год

Соловецкий монастырь

132 х 103 х 4,6

Дерево (сосна), левкас, темпера, позолота

АОМИИ. КП 982-65 г. Инв. 334-држ

Вывезена из Георгиевской часовни д. Кирилова Лодыгинского с/с Каргопольского района Архангельской области в 1965 г. экспедицией АОМИИ и АОКМ (М.В. Миткевич, Д.Н. Морозова, Т.Н. Яковлева).

Надпись в правом нижнем углу черной краской: «ИЗОБРАЗИСЯ ВО С(ВЯ)ТОИ ЧЮ//ДОТВОРНОИ ЛАВРЕ СОЛОВЕ//ЦКАГО М(О)Н(АС)Т(Ы)РЯ ПРИ АРХИМА//НДРИТЪ ФИРСЪ В ЛЪТО // 7198 М(ЕСЯ)ЦА НОЕВРИА».

6

ПРЕПОДОБНЫЕ ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, С ВИДОМ МОНАСТЫРЯ И С ЖИТИЕМ

1711 год

АОМИИ. КП 1336-61 г. Инв. 154-држ

134,5 х 83

Дерево, паволока, левкас, темпера, Сусальное золото, твореное серебро

Поступила из АКМ в 1961 г.

Состав клейм:

1 2 3 4 5
6       7
8       9
10       11
12       13
14       15
16 17 18 19 20

 

1. Зосима прогоняет силой креста бесовские полки;

2. Видение Зосиме церкви;

3. Перенесение мощей Савватия;

4. Савватий водружает крест на Соловецком острове;

5. Ангелы секут жену рыбака, поселившегося на острове;

6. Чудо преподобного Зосимы об умершей жене;

7. Ангелы привозят Зосиме кережу с хлебом;

8. Исцеление бесноватого Никона у гроба Зосимы;

9. Исцеление Мелетия Зосимой;

10. Исцеление слепого ребенка от образа Зосимы и Савватия;

11. Явление Зосимы и Савватия князю Иоанну Оболенскому;

12. Зосима исцеляет старца Стахия от зубной болезни;

13. Чудо Зосимы и Савватия о двух пленных братьях;

14. Исцеление Зосимой и Савватием отрока Иакова;

15. Исцеление Зосимой и Савватием монаха Макария;

16. Чудо Зосимы и Савватия об иноке Василии;

17. Чудо Зосимы и Савватия о бесноватом Илье;

18. Перенесение мощей Зосимы

19. Явление Зосимы на море «страждущим человекам»;

20. Чудо Зосимы и Савватия об умершем отроке.

7

ПРЕПОДОБНЫЕ ВАРЛААМ ПУСТЫННИК И ИОАСАФ, ЦАРЕВИЧ ИНДИЙСКИЙ

1722 год

72 х 54,5 х 3,3

Дерево, левкас, темпера, позолота

АОМИИ. КП 1300-61 г. Инв. 190-држ

Происходит из Михаило-Архангельского монастыря г. Архангельска. Поступила из АКМ в 1961 г.

Надпись белой краской в правом нижнем углу: «НАПИС… 1722 ГОДУ М[Е]С[Я]ЦА МАIЯ».

8

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

1729 год

Пинежский уезд. Иконописец Иван Зубов

73,8 х 69,3 х 4,3

Дерево (сосна), паволока, левкас, темпера, цветные лаки, позолота

АОМИИ. КП 913-65г. Инв. 309-држ

Вывезена из Никольской церкви д. Покшеньга Пинежского района Архангельской области в 1965 г. экспедицией АОМИИ (В.А. Беднов, Г.В. Цируль).

Надпись на нижнем поле справа: «ТРУДЫ ИКОНОПИСЦА ИВАНА // ЗУБОВА 1729 ГОДУ».

9

БОГОМАТЕРЬ ТОЛГСКАЯ

1740 год

Ярославль. Иконописец Иван Горин

61 х 45,7 х 4

Дерево, левкас, темпера, позолота. Серебро, чеканка, гравировка.

АОМИИ. КП 7962/1. Инв. 1917/1-држ. СУ СБ 85

Вывезена из д. Великое поле Тавреньгского с/с Коношского района Архангельской области в 1981 г. экспедицией АОМИИ (Н.И. Просвирнина).

Надпись белой краской на нижнем поле: «СПИСАН СЕИ С(ВЯ)ТЫИ ОБРАЗ С ПОДЛИННАГО ЧЮДОТВОРНАГО WБРАЗА ПРЕС(ВЯ)ТЫЯ Б(ОГОРО)Д(И)ЦЫ НАРИЦАЕМЫЯ ТОЛСКIЯ ЯВИСЯ ТОИ С(ВЯ)ТЫИ // ОБРАЗ ТРIФОНУ АРХIЕП(И)СК(О)ПУ РОСТОВСКОМУ I ЯРАСЛАВСКОМУ В ЛЕТО 6822 [1314] ГОДУ И ПРАЗНОВАНIЕ ПРЕДЛОЖЕНО М(Е)С(Я)ЦА АВГУСТА И [8] ДЕН // НАПИСАНЪ СЕИ С(ВЯ)ТЫИ WБРАЗ В ЛЕТО 1740 ГОДУ. ПИСАЛЪ СЕИ ОБРАЗ ГРАДА ЯРОСЛАВЛЯ IЗОГРАФЪ IВАНЪ ГОРИНЪ».

10

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА

1743 год

Пинежский уезд. Иконописец Григорий Попов

100,5 х 70,5 х 3

Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота

АОМИИ. КП 1332-61г. Инв. 158-држ

Икона происходит из каменной церкви Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех г. Архангельска (1740-е гг.). После закрытия храма в 1930 г. поступила в Северный краевой музей (позднее – АКМ), откуда в 1961 г. передана в АОМИИ.

Надпись в правом нижнем углу средника: «НАПИСАСЯ СЕИ С(ВЯ)ТЫИ ОБРАЗЪ // АМГ [1743] ГОДУ ТРУДЫ КЕВРОЛЬЦА: Г: П:».

11

ХРИСТОС  ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ, С ВОЛОГОДСКИМИ ЧУДОТВОРЦАМИ

1778 год

Москва. Мастерская Лазаря Климова Ершева

143,2 ×119,7 × 3,8 см

Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное и твореное золото

АОМИИ. КП 1778. 145-држ  

Происходит из кафедрального Троицкого собора г. Архангельска (1765 г.). Поступила в музей в 1961 г. из АКМ.    

На нижнем поле по зеленому фону белилами: СIЯ С(ВЯ)ТАЯ ИКОНА НАПИСАСЯ  В ЦРСТВУЮЩЕМ ВЕЛИКОМЪ ГРАДЕ МОСКВЕ ПВКНИБ СОТВОРИШИ В ЛЪТО ОТ Р(О)Ж(ДЕ)СТВА ХР(И)СТОВА 1778: Е  А ПИСАЛЪ ИКОНОПИСЕЦЪ ЛАЗАРЬ КЛИМОВЪ ЕРШЕВЪ СТОВАРИЩИ».

Имя заказчика в авторской подписи на иконе скрыто под литерами

П В К Н И Б, раскрывается как «повелением вологодского купца Николая Иванова Бовыкина».

12

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ

1791 год

Поморье, Сумский посад. Иконописец Василий Иванов Чалков (1723 – после 1791)         

30 х 25 х 1,7

Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота

АОМИИ. КП 1436-61г. Инв. 68-држ

Поступила из АКМ в 1961 г.

Надпись в правом нижнем углу: «СОЛОВЕЦКОИ // ПИСАЛ САЛДАТ ВАСИЛЕИ // ЧАЛКОВЪ. 1791 ГОД».

13

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

1798 год

Северное Поонежье

Иконописец Иван Иванов Богданов–Карбатовский (1716–1801)

127,7 х 103 х 3,7

Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное золото

АОМИИ. КП 1074-67г. Инв. 1077-држ

Вывезена из Троицкой церкви (1888) д. Мондино Онежского района Архангельской области в 1967 г. экспедицией АОМИИ (В.П. Соломина, Е.И. Фокин).

Надпись в правом нижнем углу черной краской в четыре строки: «НАПИСАН СЕИ С(ВЯ)ТЫИ ОБРАЗ ПО РАДЕНIЮ НИЖНО//МУТЮЖСКОИ В(О)Л(О)СТИ НИЖНОИ Д(Е)Р(Е)ВНИ Д(Е)В(И)ЦЫ ЕВДОКI[И] // IЛАРIОНОВОИ ТАРАСОВЫХ. ПИСАЛ IКОНОПИСЕЦЪ // IВАНЪ ИВАНОВ БОГДАНОВ КАРБАТОВСКIИ АЧИ [1798] ГО ГОДУ».

14

ИОАНН ПРЕДТЕЧА АНГЕЛ ПУСТЫНИ, СО СЦЕНАМИ ЖИТИЯ

1800 год

Северное Поонежье. Иконописец Иван Иванов Богданов-Карбатовский (1716–1801)

128 х 99 х 3,5

Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное золото, твореное золото и серебро

АОМИИ. КП 1075-67г. Инв. 995-држ

Вывезена из Троицкой церкви (1888 г.) д. Мондино Онежского района Архангельской области в 1967 г. экспедицией АОМИИ (В.П. Соломина, Е.И. Фокин).

В правом нижнем углу надпись, выполненная черной краской в три строки: «1800 ГОДА ПИСАЛЪ СЕИ С(ВЯ)ТЫИ // ОБРАЗ ИКОНОПИСЕЦЪ ИВАНЪ БО//ГДАНОВ КАРБАТОВСКЇИ».

15

ВОСКРЕСЕНИЕ – СОШЕСТВИЕ ВО АД

1801 год

Вологодская губерния, г. Белозерск. Иконописец Онисим Ласточкин

87,5 х 85 х 3,5

Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота

АОМИИ. КП 10433. Инв. 2589-држ

Происходит из Вознесенской церкви с. Данилово (1800) Тихманьгского сельского совета Каргопольского района. Вывезена из г. Каргополя в 1986 г. (командировка О.Н. Вешняковой).

В нижней части иконы, на черном фоне белая надпись в две строки: «Написанъ Сей С(вя)тый Образ 1801 го Году Сентября 4 го Дня Радениемъ Деревни Обушины // Крестьянiна Лазаря Фаддеева. Писалъ Города Белозерска Иконописец Онисим Ласточкiнъ».

16

СКЛАДЕНЬ ДВУХСТВОРЧАТЫЙ «ДЕИСУС, С ПРЕДСТОЯЩИМИ СВЯТЫМИ»

1842 год

Москва. Мастер Егор Иванов Закаткин

3,9 х 8,5.

Сплав меди, эмаль. Литье.

АОМИИ. КП 18344 / 93 г.  Инв. 1222-м.

Приобретена в 1993 г. у частного лица, проживающего в пос. Поморье Приморского р-на Архангельской области.

На обороте правой створы в клейме неправильной формы рельефная надпись: «СIЯ ИКОНА ВЫ//РИЗАНА ЗТН (1842) ЛЕТА // МЕСЕЦА IЮНЯ МАС//ТЕР ЕГОРЪ ИВА//НОВЪ ЗАКАТКИНЪ // КУПЦОВЪ ГУЧКОВЫХЪ».

17

ТРОИЦА НОВОЗАВЕТНАЯ

1859 год

Иконописная мастерская Троице-Сергиевой Лавры. Руководитель – Иван Матвеевич Малышев (1810 – 1880)

26,8 х 22 х 2,4

Дерево, левкас, масло, твореное золото

АОМИИ. КП 18299. Инв. 2211-држ

Поступила в музей в 1992 г.

Надпись вдоль нижнего края, выполнена черными печатными буквами:

«ПИСАНА СIЯ ИКОНА ВЪ СЕРГIЕВОЙ ЛАВРЕ, ВЪ ШКОЛЕ ИКОНОПИСИ,  ПОД РУКОВОДСТВОМЪ Г: М: ИВАНА МАЛЫШЕВА // 1859 ГОДА».

18

БОГОМАТЕРЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ  РАДОСТЬ

1897 год

Центральная Россия

102 х 63,5 х 2,7

Дерево, паволока, темпера, масло, сусальное золото. Живопись, золочение. Металл, штамповка, гравировка (венцов)

АОМИИ. КП 6743.  Инв. 1864-држ

Вывезена из Никольской церкви (1762) с. Ненокса  Архангельской области в 1976 г. экспедицией АОМИИ (О.Н. Вешнякова, В.А. Пятых, Ю.П. Саблин).

В нижней части ионы, под текстом Тропаря  надпись черной краской: «ЛЪТА. ЗУЕ. [1897] IЮНЯ. И [8]».

19

ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСИЙ  ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ, С ЖИТИЕМ

1900 год

Архангельск. Живописец Парфений Емельянов Максимов (?)

141 х 100,5 х 3,5

Дерево, паволока, левкас, масло, твореное золото. Живопись, позолота

АОМИИ. КП 18689. Инв. 2283-држ

Вывезена из Никольской церкви (1762) с. Нёнокса Архангельской области  в 1976 г. экспедицией АОМИИ (О.Н. Вешнякова, В.А. Пятых, Ю. П. Саблин).

Порядок клейм (в строчном порядке): 1. «Рожденiе  С. Алексiя». 2. «Крещенiе  С. Алексiя.». 3. «Благослов. С. Алексiя». 4. «Бракъ С. Алексiя». 5. «Прощанiе С. Алексiя». 6. «С. Алексiй соб. в дорогу». 7. «С. Алексiй входи. в кораб.». 8. Спас Нерукотворный (надписи: «IИС ХРС»). 9. «С. Алексiй въ городъ». 10. «С. Алексiй на молитвъ». 11. «С. Алексiй разда. милос.». 12. «С. Алексiй получ. от рабовъ». 13. «С. Алексiй молится». 14. «С. Алексiй въ кораблъ». 15. «С. Алексiй предсказы отцу». 16. «От(е)ц С. Алексiю даётъ слу.». 17. «С. Алексiй терпитъ от слугъ пор.». 18. «С. Алексiй хартiю пишетъ». 19. «С. Алексiй представися». 20. «Слышенъ Гл(а)съ ищитъ Чел. Б.». 21. «От(е)цъ проситъ хартiю». 22. «Архiерей получилъ харт.». 23. «Перенесенiе мощей. А. Ч. Б». 24. «Положенiе мощей C. А.Ч. Б».  

На обороте иконы надпись на синем фоне, заключенная в черную рамку, выполнена печатными буквами: «СIЯ ИКОНА СООРУЖЕНА СТАРАНIЕМЪ // СВЯЩЕННИКА ОТЦА ПАВЛА // АРКАДОВА ПРИ ЦЕРКОВНОМ СТАРО-//СТЪ ВАСИЛIЕ ГЕОРГIЕВИЧЕ КОЛОГРЪЕВЕ. // Написана 1900 года  М. Февраля 11-го дня Ж. Парф. Емель Максим. Г. Ар.».

20

ПРЕПОДОБНЫЕ ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, ПРЕПОДОБНАЯ ПЕЛАГИЯ И БЛАЖЕННЫЙ ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ

1904 год

Иконописная мастерская Соловецкого монастыря

31 х 26,5 х 2,7

Дерево, масло

АОМИИ. КП 18690. Инв. 2284-држ

Поступила в 1986 г. от частного лица из г. Архангельска.

На обороте, выкрашенном серовато-голубой краской с коричневыми разводами, надпись черными буквами в четыре строки: БЛАГОСЛОВЛЯЮ СЕЮ ИКОНУ. // ПРОКОПИЮ МАКСИМОВИЧУ.// ОТ МОНАХА НАРКИССА. // 25 ГО СЕНТЯБРЯ 1904».

21

БОГОМАТЕРЬ ТИХВИНСКАЯ

1904 год

Санкт-Петербургская губерния

85 х 64 х 3

Дерево, паволока, левкас, смешанная техника (масло, темпера); позолота, чеканка и гравировка  по левкасу

АОМИИ. КП 612-65 г. Инв. 559-држ

Происходит из церкви  пр. Иова Многострадального (1794, перестроена в 1889) д. Ущелье Лешуконского района Архангельской области. Вывезена в 1965 г. экспедицией АОМИИ (Е.И. Ружникова,  В.Ф. Шереметьевский).

На нижнем поле надпись коричневого цвета: «Сiя икона пожертвована Тихвин монаст. Iером. Парфенiемъ 1904 г.». На обороте надпись коричневыми чернилами: «Получена 27 Генваря // 1904 // При ( ) монахин ( )».

22

СВЯТИТЕЛЬ ИОАСАФ ,  ЕПИСКОП БЕЛГОРОДСКИЙ

Около 1917 год

Центральная Россия

108 х 71 х 3,5  

Левкас, масло, сусальное золото. Живопись, позолота, чеканка и гравировка по левкасу, роспись под эмаль

АОМИИ. КП 12961. Инв. 2250-држ.

Вывезена из Введенской церкви (1858) д. Кузьмино на Княжестрове Приморского района Архангельской области в 1988 г. экспедицией АОМИИ (О.Н. Вешнякова).

Удалена покровная пленка со всей поверхности иконы. Покрыта лаком.

Реставратор А. П. Мурашов (Архангельск, АОМИИ, 1997 г.)

На обороте между шпонками надпись, выполненная белыми печатными буквами, в четыре строки: «СЕЙ ОБРАЗ СВ[Я]ТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА IОАСАФА БЕЛГОР( ) // ОСВЯЩЕНЪ ВЪ БЪЛГОРОДСКОМЪ СВ. ТРОИЦКОМЪ МОНАСТЫРЪ // НА ЧЕСТНЫХЪ МОЩАХЪ СВЯТИТЕЛЯ, ПРЕОСВЯЩЕННЫМЪ // НИКОДИМОМЪ ЕПИСКОПОМЪ Б[Е]ЛГОРОДСКИМЪ. 1917 г. ФЕВР. 25 ДНЯ»

23

СВЯТЫЕ ЕЛИЗАВЕТА, СОФИЯ, АННА ПРОРОЧИЦА, МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ, ЦАРИЦА ЕЛЕНА, ЦАРИЦА АЛЕКСАНДРА, АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И ИОАНН ЗЛАТОУСТ

1842 год

Киев

Дерево, резьба по дереву; картон, стекло. 44,5 х 24, 5 х 7,5

АОМИИ. КП 11844. Инв. 184-дрс

Поступил из ВХПО им. Е.В. Вучетича в 1987 г.

На лицевой стороне в нижней части вырезана дата: «1842 год». На обороте иконы – надпись, выполненная чернилами: «Освященъ въ Московской Екатерининской церкви, что на Ордынке, 13 июня в малое повечерие при молебномъ служении тысяча восемьсот сорок втораго года».




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений