Выставка «Архангельские художники–фронтовики. Виктор Преображенский (1908–1984)». К 75-летию Великой Победы
посмотреть все выставки


Выставка «Архангельские художники–фронтовики. Виктор Преображенский (1908–1984)». К 75-летию Великой Победы

Экспонаты

К 75-летию Великой Победы представляем цикл виртуальных выставок, рассказывающих об архангельских художниках-фронтовиках, об их военных биографиях.

С первых дней войны вместе со всем советским народом встали они на защиту родины. Из наиболее активных и известных архангельских художников воевали на фронтах Великой Отечественной Леонид Жигалов, Виктор Преображенский, Борис Лукошков, Иван Котов, Алексей Румянцев, Дмитрий Свешников, Евгений Хвиюзов, Александр Елфимов, Дмитрий Ширяев, Виктор Назаров, Михаил Мошков, Алексей Чаусов, Николай Гужов (трое последних не вернулись с полей сражений). Но многим из них посчастливилось остаться в живых, и после войны вернуться к главному делу своей жизни – творчеству.

Преображенский Виктор Петрович (1908-1984).

Военная биография архангельского художника-фронтовика Виктора Петровича Преображенского укладывается в несколько строчек: служил на фронтах Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы. До Победы. Связист Северного, Карельского и 1-го Белорусского фронтов.

На фронте Виктор Петрович при первой же возможности рисовал. Краски, кисти, холст – редкость и, тем не менее, сохранились небольшие этюды, написанные в 1944 году в Заполярье. Сейчас они представлены на выставке «Во имя жизни. 1941–1945. Художники о войне и Победе», посвященной 75-летию Великой Победы в музее изобразительных искусств.

В мирное, послевоенное время, Виктор Петрович Преображенский весь свой большой талант художника отдал одной, самой главной в его творчестве теме – теме моря, морской стихии. Талант художника был замечен ещё в пору его юности. После окончания школы, в 1925 году, он занимался у известного северного художника и писателя-сказочника С.Г. Писахова. Много позднее Писахов напишет о нем: «Горжусь земляком!»

 Виктор Петрович родился далеко от моря, в сибирском городе Омске, а в 1916 году семья Преображенских переезжает в Архангельск. Но море стало его главной любовью, он любил его страстно и безраздельно. И не случайно, наверное, его называли северным «Айвазовским». Главным содержанием его произведений стала суровая красота северных морей – Белого, Баренцева и труд людей, связавших свою жизнь с морем. Многие архангелогородцы помнят большой холст «Тральщик в море», украшавший фойе городского кинотеатра «Север». В 1954 году Преображенский выходит в море на тральщике «Николаев», в 1961 проходит по Северному морскому пути на рудовозе «Приволжск». В результате появились такие известные работы, как «В Баренцевом море» (1955), «В районе промысла» (1956), «В полярных широтах» (1956), «После шторма» (1957), «Северное сияние. Северным морским путем» (1967) и многие другие.

Шквалы, волны, штормовой ветер – всё это нашло воплощение на холстах Преображенского, ему интересно было запечатлевать различные состояния морской стихии. Особое место в его творчестве – преодоление человеком океанской стихии. В сюжетах воспета сила духа человека, самоотверженность, его воля и ум, покоряющие морские просторы. Арктические пейзажи, полярное сияние, насыщенная фактура воды – взволнованы, эмоциональны по цвету, полутонам, по настроению. Морские этюды с тяжелой могучей водой, белесоватым северным небом с низким горизонтом неповторимы по своей силе и энергетике, которую он смог передать на холсте.

Удивительные произведения, созданные Виктором Преображенским – художником, пронёсшим через всю свою жизнь верность северному морю, будут жить ещё долго в памяти поколений людей, однажды прикоснувшихся к его творчеству.




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений