Выставка «Архангельские художники–фронтовики. Иван Котов(1923–1989). К 75-летию Великой Победы
Экспонаты |
К 75-летию Великой Победы представляем цикл виртуальных выставок, рассказывающих об архангельских художниках-фронтовиках. С первых дней войны вместе со всем советским народом встали они на защиту родины. Из наиболее активных и известных архангельских художников воевали на фронтах Великой Отечественной Леонид Жигалов, Виктор Преображенский, Борис Лукошков, Иван Котов, Алексей Румянцев, Дмитрий Свешников, Евгений Хвиюзов, Александр Елфимов, Дмитрий Ширяев, Виктор Назаров, Михаил Мошков, Алексей Чаусов, Николай Гужов (трое последних не вернулись с полей сражений). Но многим из них посчастливилось остаться в живых, и после войны вернуться к главному делу своей жизни – творчеству. Котов Иван Семенович (1923–1989). Биография архангельского живописца Ивана Семеновича Котова во многом схожа с биографией целого поколения художников, чья юность пришлась на суровое время войны, кто с первых дней ушёл на фронт, прошёл трудными военными дорогами полстраны и встретил Победу в 1945-ом. Котов был призван в действующую Армию в 1941. Служил минометчиком 53 стрелкового полка Юго-Западного фронта и даже после окончания войны в 1945–1947 продолжал службу художником 4-го отдельного танкового учебного полка. Можно только догадываться, сколько пришлось пережить ему в эти годы, какой жизненный опыт был приобретен тогда ещё совсем молодым человеком. И как ни сложна и ни трудна оказалась для него обстановка после войны, впереди он видел только одну возможность жить – учиться живописи. И он возвращается в Ивановское художественное училище, куда поступил еще до войны, 1940 году. После окончания училища, в 1950 году, уезжает преподавать рисование в педагогическое училище в северный город Каргополь. «Я счастлив,– говорил Иван Семенович, – что после окончания училища Министерство просвещения направило меня на Север, на преподавательскую работу в Каргопольское педагогическое училище. Здесь я и понял, что без Севера мне уже не жить. Я заболел им неизлечимо и навсегда». Действительно, это событие сыграло судьбоносную роль в жизни Котова. Древняя земля Каргополья дала молодому художнику силу, здесь зародился его талант живописца, отсюда начался его долгий путь в искусстве. Он на всю жизнь сохранил любовь к Каргополю, считал его своей второй родиной. Еще одна любовь художника Котова – белые ночи, удивительное чудо северной природы. Котов был очарован их колдовством и сумел постичь тайную прелесть белых ночей. Не случайно, наверное, великий мастер беломорского пейзажа Степан Писахов, когда увидел одну из лучших картин художника «Встреча белых ночей», высказал ему лестные слова: «Ты – Левитан Севера». Насколько этот мотив был дорог художнику, говорит и тот факт, что позднее, в середине 1960-х Котов пишет вариант-повторение этой картины и открывает ею экспозицию своей персональной выставки в 1977 году. Продолжением темы можно считать и картину «Праздник песни», ставшую такой же известной и знаковой в творчестве художника. Он работал над ней в течение пяти лет, долго искал композиционное решение и даже менял название – в одном из вариантов картина называлась «Сельский праздник». Художник написал до 500 этюдов. Сложность была в том, что картина писалась на фоне закатного неба, световое состояние которого трудно передать на холсте, а отсюда много работы – этюдов. Позировавшие ему в те годы молодые сотрудники музея изобразительных искусств многое могли бы рассказать о «кухне» художника, о его неудовлетворенности, многократной записи уже найденной композиции. Несмотря на любовь к красоте родного края, на созданные им лирические пейзажи Русского Севера, на протяжении многих лет он работал над историческими темами. С середины 1960-х годов художник пишет картины «Хлеб фронту», «В освобожденный Ленинград», как бывшему фронтовику эта тема была особенно ему дорога. Искренне волновала его и история края. Несколько лет было отдано работе над эпохальным полотном «Первый трактор», посвященным коллективизации на Севере. В 1978 году по приглашению командующего Северным военно-морским флотом адмирала В. Н. Чернавина Котов впервые едет в Заполярье. Он был приглашен поработать над военно-морской тематикой в связи с подготовкой к Всесоюзной выставке «Голубые дороги Родины». Встречи с моряками-североморцами подарили ему не только темы для картин, но и настоящую мужскую дружбу. Он возвращался из этих поездок оживленным, переполненным впечатлениями, именно тогда возник замысел написать серию картин «Земля Кольская». В Североморске он читал лекции по изобразительному искусству, консультировал самодеятельных художников. И писал, писал..., «Перед парадом» (1980), «Перед походом» (1980) «На вахте»(1981) – сами названия этих работ говорят о морских буднях и праздниках. Котов прекрасно сумел передать дух Заполярья – море, скалы, прибрежные валуны, стерегущие покой красавцы-корабли у причалов. «Приезжайте почаще в Североморск, со старыми и новыми работами. Вы наш друг – североморец!» – писали в книге отзывов на персональной выставке Котова, состоявшейся в 1980 году в Североморске и Полярном. Иван Семенович Котов проработал в Архангельской организации Союза художников около тридцати лет. Часто бывает, что при жизни художника, мы не всегда в полной мере отдаем должное его творчеству. Иван Котов счастливое исключение – его хорошо знали и любили. Оценивая сейчас творческий путь Котова, видишь, насколько это был цельный и органичный художник. Свой путь в искусстве он нашёл довольно рано и остался верен ему всю жизнь, у него не было погони за художественной модой, он не поддался соблазну изменить себе, найти для выражения своих чувств новые живописные приемы. С годами его палитра наполнялась сочностью, живопись становилась зрелой и выразительной. В наследство он оставил нам свой Север, любимый и прекрасный. |