Иконы Каргополья. Возрождение
посмотреть все выставки


Иконы Каргополья. Возрождение

Экспонаты

Уникальная выставка «Иконы Каргополья. Возрождение» - совместный проект Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск) и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Выставка продолжает череду совместных выставок, посвященных христианской культуре Русского Севера и показанных в Москве и Архангельске: «Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера», «Северные письма», «Крестьянская живопись Поважья», «Наследие Соловецкого монастыря», «Наследие Холмогорской земли». Их цель – собрать, сохранить и представить широкому зрителю раритеты малоизвестных музейных фондов Северной России.

В фокусе экспозиции – итог многолетней реставрационной практики и научно-исследовательской работы с целью сохранения наследия Каргополья, одного из главных художественных центров Русского Севера. Среди всего разнообразия произведений живописи, представляющих «северные письма», искусство каргопольских мастеров занимает особое место. Выставка показывает, как ведущие реставраторы страны  совместно с сотрудниками архангельского музея год от года собирали, сохраняли, реставрировали и изучали каргопольские иконы. В результате, подготовлено для экспонирования 150 памятников иконописи и деревянной пластики Каргополья ХV – ХIХ веков. Выставка построена по хронологическому принципу с выделением нескольких тематических комплексов: «Древнейшие иконы Каргополья», «Каргопольские мастера», «Иконы села Ошевенского», «Деревянные резные иконы», «Старообрядческие иконы». Планируется издание иллюстрированного каталога выставки (ИП «Верхов С.И.»).

Каргополье в древности – крупный регион, расположенный вдоль течения реки Онеги, начиная от ее истока из озера Лаче до Белого моря. Согласно современному территориальному делению, эти земли включают Каргопольский, Онежский и часть Плесецкого района Архангельской   области. Река Онега – важная северная водная артерия, открывающая путь в древнее Заволочье – привлекала русских переселенцев еще в ХII – ХIII веках. Первыми путь на Север, к низовьям реки Онеги, стали осваивать новгородцы, следом за ними – посланцы ростово-суздальских князей. На реке возникают посады, наиболее значительным из них был Каргополь.

Культура Каргополья многолика и разнообразна, также как и удивительная природа этого края. Вдали от крупных городов, больших строек и железных дорог Каргопольская земля смогла сохранить свой неповторимый, ностальгически привлекательный облик. Христианские памятники – наиболее известная и значительная часть каргопольского наследия.  Расцвет северной иконописи относится к ХVI – ХVIII векам. Каргопольские мастера упоминаются в документах с ХVI века.  Они работали в разных областях: настенная роспись, иконопись, книжная миниатюра, резьба и роспись по дереву.

Круг сохранившихся произведений каргопольских мастеров довольно обширен. В 1950-1980-е годы в Каргопольский, Онежский и Плесецкий районы Архангельской области организованы многочисленные экспедиции по сбору древних памятников. Наиболее значимыми были Онежские экспедиции Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской под руководством Н.Н. Померанцева в период с 1958 по 1971 годов.  В сложных экспедиционных условиях реставраторы и сотрудники архангельского музея пытались сохранить церковное наследие Каргополья. К сожалению, не все удалось сберечь, многое осталось только в фотографиях.

В собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» сосредоточена значительная коллекция каргопольских икон и деревянной скульптуры ХVI – начала ХХ  века. Она представляет наследие не только города Каргополя но и расположенных в его окрестностях сел и деревень: Ошевенское, Саунино, Лядины, Архангело. Жемчужина выставки – икона «Богоматерь с младенцем и пророк Илия» из Никольской часовни д. Бухалово на Кенозере, созданная во второй половине ХV века. Она принадлежала первым православным переселенцам, пришедшим на Онегу из Великого Новгорода.        

Среди самых ранних икон  – Деисусный чин конца ХV – начало XVI века, который был буквально спасен реставраторами ГЦХРМ из-под руин падающей Никольской церкви с. Астафьево. Обращает на себя внимание икона «Богоматерь Одигитрия со святителем Василием Великим» 1527 года, поставленная «на поклонение всех христиан» в церкви Рождества Богородицы села Бережная Дубрава. Точные даты и исторические надписи являются большой редкостью на иконах.

Произведения каргопольских резчиков – самобытные редчайшие памятники средневекового искусства. Ими разработан особый тип образа святителя Николая (Можайского). Он стал символом русского воинства, особенно после польско-литовского нашествия и разорения края в 1612 – 1614 годах. Деревянную скульптуру святого Николы помещали в киот со створами, затем ее расписывали. Этот вид совместного творчества резчиков и иконописцев процветал в Каргополье. Резные образы стояли во многих церквях и часовнях вдоль реки Онеги.

Каргополье – это былинный и песенный край. Именно сюда отправились в поисках редких этнографических типов и характерных северных пейзажей с древними церквями художники И.Я. Билибин и И.Э. Грабарь. Выставка дополнена редкими видовыми фотографиями ХХ века, с утраченными храмами и интерьерами церквей.

Руководители проекта:  Кольцова Татьяна Михайловна, доктор искусствоведения (Архангельск, ГМО «Художественная культура Русского Севера»), Цируль Галина Владимировна, зав. отделом темперной живописи, реставратор высшей категории (Москва, ВХНРЦ).

Выставка открыта в Москве, в залах Российской Академии художеств (27 ноября 2018 – 17 февраля 2019) и в Архангельске, в залах Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (6 марта – 2 июня 2019).

 

1

БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ И ПРОРОК ИЛИЯ        

Вторая половина XV века

Новгород, северная провинция

53 × 26

Из Никольской часовни ХIХ в. д. Бухалово на Кенозере Плесецкого района Архангельской области

2

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН

Конец ХV – начало XVI века

Ростов, северная провинция

Из церквей с. Астафьево Каргопольского района Архангельской области. Вывезены в 1958 и 1962 г. Первой и Второй Онежскими экспедициями ГЦХРМ, при участии АОМИИ

3

БОГОМАТЕPЬ ОДИГИТРИЯ,

СО СВЯТИТЕЛЕМ ВАСИЛИЕМ ВЕЛИКИМ

1527 год

96 × 65

Из цеpкви Pождества Богоматеpи с. Беpежная Дубpова Плесецкого pайона Аpхангельской области (1678 г.). Вывезена в 1965 г. экспедицией АОМИИ

4

РОЖДЕСТВО БОГОМАТЕРИ

ХVI век                                                             

48,5 × 46,5

Из церкви Богоматери Одигитрии (1834-1836 гг.) с. Малая  Шалга Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1966 г. экспедицией АОМИИ

5

СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (ОПЛЕЧНЫЙ)

Середина ХVI века, с поздними вставками

30 × 23, 5

Из Воздвиженской часовни д. Максимовская Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1968 г. экспедицией АОМИИ

6

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ, С ЖИТИЕМ

Середина ХVI века

71,5 × 61

Из церкви Иоанна Златоуста (1665 г.) с. Саунино Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1958 г. Первой Онежской экспедицией ГЦХРМ

7

 ПРЕПОДОБНЫЕ ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ

И АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

Первая половина – середина ХVI века

89 × 59,5

Из собора Рождества Христова г. Каргополя (1562 г.).

Вывезена в 1958 г. Первой Онежской экспедицией ГЦХРМ

8

 СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ (НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ), В КИОТЕ

Икона – ХVI  век

21,5 × 17,5

Киот с навершием – ХVII век

46 × 37 × 6

Из Никольской церкви (1670 г.) с. Волосово Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1958 г. Первой Онежской экспедицией ГЦХРМ

9

 СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ (НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ),  

В КИОТЕ СО СТВОРАМИ

Конец ХVII века. Живопись на створах – ХVIII век

99 × 81 ×  8,5

Инв. 18-дрс АОМИИ

Из церкви свв. Флора и Лавра с. Астафьево  Каргопольского района. Вывезена в 1958 году экспедицией ГЦХРМ

10

 СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ

(НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ),  В КИОТЕ

ХVII век

192 × 128 × 20

Из частного дома д. Луги Плесецкого района. Вывезена в 1970 г. экспедицией АОМИИ

11

 СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ (НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ),  

В КИОТЕ СО СТВОРОЙ

Конец ХVII века

Киот – 45,7 × 28,3 × 7

Створа – 48,3 × 15 × 1

Из д. Слобода Каргопольского района. Вывезена в 1967 г. экспедицией АОМИИ

12

МУЧЕНИК МИНА, С ЖИТИЕМ

Икона – конец XVI века

Средник – 26 × 21,5, рама – 106 × 91  

Рама с навершием – вторая половина ХVII века

Из церкви Богоматери Одигитрии (1834-1836 гг.) с. Малая Шалга Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ, при участии АОМИИ

13

ИКОНА ТРЕХРЯДНАЯ: ДЕИСУСНЫЙ, ПРАЗДНИЧНЫЙ И ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИНЫ

Третья четверть ХVII века, с частичной реконструкцией

107 × 254

Из церкви Богоматери Одигитрии с. Малая Шалга. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ и АОМИИ

14

СПАС В СИЛАХ

114 × 110

Последняя треть ХVII века

Из церкви Богоявления (1787 г.) с. Ошевенское Каргопольского района Архангельской области.

15

 РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Последняя треть XVII века

149 × 124

Из церкви Богоявления (1787 г.) с. Ошевенское Каргопольского района Архангельской области.

16

 ЧУДО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА О ФЛОРЕ И ЛАВРЕ

Конец XVII века

109,5 × 77,5

Из церкви Богоматери Одигитрии (1834-1836 гг.) с. Малая Шалга Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ, при участии АОМИИ

17

ПРЕПОДОБНЫЕ КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ

И АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ

Последняя треть XVII века

137,2 × 72,3

Из церкви Богоявления (1787 г.) с. Ошевенское Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ, при участии АОМИИ

18

 СОБОР БОГОМАТЕРИ

Первая треть XVIII века

109 × 101,5

Из церкви с. Астафьево Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ, при участии АОМИИ

19

 ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА,

С ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ

Конец XVII – начало ХVIII века

29 × 27,5

Из Воздвиженской часовни д. Максимовская Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ, при участии АОМИИ

 




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений