К 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского (1817 – 1900)
посмотреть все выставки


К 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского (1817 – 1900)

Экспонаты

Имя Ивана Константиновича Айвазовского известно всем. Баловень судьбы, питомец Императорской Академии художеств, Айвазовский открыл для русского искусства жанр марины — морского пейзажа — и превратил его в важнейшее явление в изобразительном искусстве середины — второй половины XIX века. 29 июля этого года, в залах Государственной Третьяковской галереи открылась первая масштабная монографическая выставка мастера, посвященная 200-летию со дня рождения Айвазовского. Нет никаких сомнений в том, что это событие станет одним из самых ярких в культурной жизни страны уходящего года.

В свою очередь, Государственное музейное объединение по праву гордится тем, что в его коллекции хранятся пять великолепных полотен великого русского мастера и все они сегодня доступны зрителю в наших музейных залах. Музей обладает ранней работой Ивана Константиновича «Южная ночь. Крым» 1848, хранящейся в усадебном доме Е.К. Плотниковой.  Картина написана в период, когда художника привлекали идиллические картины спокойного состояния моря в момент рассвета или заката. Холсты этого периода свидетельствуют о внимательном освоении канонов морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена, о влиянии Максима Никифоровича Воробьева и позднего Сильвестра Щедрина. Работа построена по законам академического пейзажа с его четко намеченными планами: темным берегом на переднем плане, водной гладью в центре и светлой дымкой вдали. Это большое полотно когда-то принадлежало Александру III и украшало стены Аничкова дворца.

Иван Константинович Айвазовский прожил долгую, плодотворную жизнь. Высокое живописное мастерство, повышенная эмоциональность его искусства, яркая патетика образов моря принесли ему заслуженный успех. Восторженными откликами современников были встречены многие его произведения. Объясняя причины необыкновенной популярности художника, Владимир Васильевич Стасов писал: «У Айвазовского есть своя действительно поэтическая жила, есть порывы к истинной красоте и правде». В 1892 году Айвазовский предпринял своё самое далёкое путешествие - посетил Америку. В этом году континент отмечал 400-летие открытия. Цель своего посещения художник описал так: «изучение океана, увидеть Ниагарский водопад, написать новые картины от впечатлений в Америке». Именно под впечатлением от пересечения океана во время поездки художника в 1892 году в Америку написана картина, с эффектным зрелищем разбушевавшихся волн, захлестывающих палубу, «Океан». 1896. При пересечении Атлантического океана разыгралась страшная буря. Пассажиры почти не выходили на палубу, а художник с интересом наблюдал разбушевавшуюся стихию. Ведь свои морские пейзажи он создавал не с натуры, а по памяти. «Движение живых стихий неуловимо для кисти», – считал художник и писал воду с таким мастерством, что этот секрет не могут разгадать до сих пор. В автобиографических заметках Айвазовский так излагает свой художественный принцип: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью. Я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей».

Последним большим полотном Айвазовского стал «Ниагарский водопад» 1900. Авторское повторение этой картины, написанное незадолго до его смерти, также представлено в зале усадебного дома Е.К. Плотниковой. Иван Константинович всегда относился к своему творчеству с большой строгостью: "Я должен признаться, к сожалению, что слишком рано перестал изучать природу с должной реальной строгостью, и, конечно, этому я обязан тем недостаткам и погрешностям против безусловной художественной правды, за которые мои критики совершенно обоснованно меня осуждают. Этого недостатка не выкупает даже та искренность, с которой я передаю мои впечатления, и та техника, которую я приобрел пятидесятилетней неустанной работой".




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений