Владимир Сараев. Судьба и творчество. К 90-летию со дня рождения художника
посмотреть все выставки


Владимир Сараев. Судьба и творчество.  К 90-летию со дня рождения художника

Экспонаты

Музейное объединение в течение многих лет  осуществляет  проект «Судьба и творчество», посвященный архангельским художникам старшего поколения. В рамках этого проекта готовятся каталог и выставка Владимира Васильевича Сараева, приуроченные к 90-летию со дня его рождения.

Творческая судьба Владимира Сараева сложилась непросто, ярко заявив о себе в 1960-е годы, он впоследствии оказался в «тени», редко показывал новые произведения на выставках, работал, как говорят «в стол».  При жизни не состоялось ни одной его персональной выставки, где бы в полной мере можно было оценить творчество этого северного мастера. В коллекции музея хранится около двухсот живописных работ и этюдов, созданных в разные годы. Именно они составят  основу будущей выставки.

В конце 1950-х Сараев пишет в основном небольшие, пронизанные светом и любовью к природе этюды: «Летний день», «Летний вечер», «Сельская дорога», «Старая деревня». Отмеченные лирическим настроением они передают и радостное пробуждение природы («Весна пришла», «Весенние проталины»), и свежесть зимнего дня («Лыжница»), и ласковое тепло летнего солнца («Пионерское лето»). В это же время на выставках появляются картины совсем иного характера и настроения: «У северных берегов», «Ветер усиливается», «Скалистые берега». В1961 году сначала в Калининграде, а затем в Москве  были открыты выставки произведений художников-маринистов. На обеих экспонировались работы Сараева – «Перед навигацией» и «Подготовка к шлюпочным соревнованиям». Тема моря не случайно появилась в творчестве Владимира Васильевича. Вместе с Рудольфом Кунниковым они прошли соловецкую школу юнг, и еще в юности он  сроднился с морской стихией. Море, моряки Северного и Черноморского флотов на всю жизнь войдут в творчество Сараева. Художника не раз награждали грамотами за активное участие в работе по культурному шефству над Вооруженными силами СССР. Архангельск обрел еще одного художника-мариниста, наряду с уже известным художником Виктором Петровичем Преображенским.

В 1960-е годы Сараев осваивает и новые сюжеты. Связаны они с темой города. Уходит в прошлое деревянный Архангельск, идет бурное строительство многоэтажных домов, что подвигает  художников обратить свой взор на старый и в тоже время молодой  современный город. «На окраине Архангельска» пронизана ностальгией по уходящему миру уютных деревянных двориков, на которые наступают знаменитые «пятиэтажки». Небольшой этюд «Первый спутник над Архангельском» написан как отклик на событие, потрясшее всю страну – на вечерней набережной взволнованные и ликующие архангелогородцы.

Зональная выставка, открывшаяся в Архангельске в 1964 году, явилась крупным художественным событием на Русском Севере. Среди сотен произведений были представлены и четыре картины Владимира Сараева, связанные с темой моряков Северного флота. В середине 1960-х годов художник совершает творческие поездки на Белое море, погружается в жизнь поморов и рыбаков Севера. Работы, созданные в этот период, определили его творческое лицо на десятилетия вперед. До сегодняшнего времени  имя Сараева ассоциируется  с картинами «Рыбацкий поселок Лопшеньга» (1964), «Поморы» (1964), «Рыбаки Севера» (1967), «Перед путиной» (1969). Напряженный колорит, суровый северный пейзаж, сосредоточенные лица рыбаков с натруженными руками – эти картины  вобрали в себя дух времени, основным критерием которого является правда жизни. Композиции картин, Музейное объединение в течение многих лет  осуществляет  проект «Судьба и творчество», посвященный архангельским художникам старшего поколения. В рамках этого проекта готовятся каталог и выставка Владимира Васильевича Сараева, приуроченные к 90-летию со дня его рождения.

Творческая судьба Владимира Сараева сложилась непросто, ярко заявив о себе в 1960-е годы, он впоследствии оказался в «тени», редко показывал новые произведения на выставках, работал, как говорят «в стол».  При жизни не состоялось ни одной его персональной выставки, где бы в полной мере можно было оценить творчество этого северного мастера. В коллекции музея хранится около двухсот живописных работ и этюдов, созданных в разные годы. Именно они составят  основу будущей выставки.

В конце 1950-х Сараев пишет в основном небольшие, пронизанные светом и любовью к природе этюды: «Летний день», «Летний вечер», «Сельская дорога», «Старая деревня». Отмеченные лирическим настроением они передают и радостное пробуждение природы («Весна пришла», «Весенние проталины»), и свежесть зимнего дня («Лыжница»), и ласковое тепло летнего солнца («Пионерское лето»). В это же время на выставках появляются картины совсем иного характера и настроения: «У северных берегов», «Ветер усиливается», «Скалистые берега». В1961 году сначала в Калининграде, а затем в Москве  были открыты выставки произведений художников-маринистов. На обеих экспонировались работы Сараева – «Перед навигацией» и «Подготовка к шлюпочным соревнованиям». Тема моря не случайно появилась в творчестве Владимира Васильевича. Вместе с Рудольфом Кунниковым они прошли соловецкую школу юнг, и еще в юности он  сроднился с морской стихией. Море, моряки Северного и Черноморского флотов на всю жизнь войдут в творчество Сараева. Художника не раз награждали грамотами за активное участие в работе по культурному шефству над Вооруженными силами СССР. Архангельск обрел еще одного художника-мариниста, наряду с уже известным художником Виктором Петровичем Преображенским.

В 1960-е годы Сараев осваивает и новые сюжеты. Связаны они с темой города. Уходит в прошлое деревянный Архангельск, идет бурное строительство многоэтажных домов, что подвигает  художников обратить свой взор на старый и в тоже время молодой  современный город. «На окраине Архангельска» пронизана ностальгией по уходящему миру уютных деревянных двориков, на которые наступают знаменитые «пятиэтажки». Небольшой этюд «Первый спутник над Архангельском» написан как отклик на событие, потрясшее всю страну – на вечерней набережной взволнованные и ликующие архангелогородцы.

Зональная выставка, открывшаяся в Архангельске в 1964 году, явилась крупным художественным событием на Русском Севере. Среди сотен произведений были представлены и четыре картины Владимира Сараева, связанные с темой моряков Северного флота. В середине 1960-х годов художник совершает творческие поездки на Белое море, погружается в жизнь поморов и рыбаков Севера. Работы, созданные в этот период, определили его творческое лицо на десятилетия вперед. До сегодняшнего времени  имя Сараева ассоциируется  с картинами «Рыбацкий поселок Лопшеньга» (1964), «Поморы» (1964), «Рыбаки Севера» (1967), «Перед путиной» (1969). Напряженный колорит, суровый северный пейзаж, сосредоточенные лица рыбаков с натруженными руками – эти картины  вобрали в себя дух времени, основным критерием которого является правда жизни. Композиции картин, построенные то по диагонали, то приближающие к зрителю лица моряков, обостряют чувство безбрежного и отнюдь не ласкового моря. Наряду с конкретными сюжетами, «подсмотренными» художником в рыбацких поселках на побережье Белого моря и в Заполярье, в них преобладает и обобщенный взгляд на события. Эти работы несут в себе черты направления, получившего в конце 1950-х определение «суровый стиль». Эти работы стали программными картинами своего времени.

В 1970-е  годы художник пишет в основном небольшие камерные этюды, где по-прежнему воспевает природу северного края – «Вельские холмы» (1975), «Деревня Никифорово» (1975), «Просторы Беломорья» (1978). Серия работ посвящена архитектуре Соловецкого монастыря, каменистым, с одинокими сосенками, берегам Кий-острова.

В 1990-е годы художник большую часть своего творческого наследия подарил Архангельскому музею изобразительных искусств. На выставке среди хорошо известных картин Сараева будут представлены и его камерные северные  пейзажи, которые откроют его как тонкого лирика.

Владимир Васильевич Сараев один из многих архангельских художников, внесших свой вклад в сокровищницу северного искусства.  

Основные даты жизни и творчества:

6 августа 1926 года родился в Архангельске

1950 Окончил  Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого

1957 Окончил Академию художеств Латвийской ССР в Риге по классу профессор Тильберга.  Дипломная работа «На освобожденной земле» была удостоена высшей оценки государственной экзаменационной комиссии и воспроизведена в газете «Советская Латвия»

1957 Возвращается после окончания учебы в Архангельск.

1958 Впервые принимает  участие в выставке архангельских художников

1961 Участник выставки художников-маринистов, Калининград  

1961 Участник третьей Всесоюзной выставки художников-маринистов, Москва  

1965 Принят в члены Архангельской организации Союза художников СССР

1967 Награжден грамотой Секретариата правления СХ СССР за отличну работу, почетной грамотой Секретариата СХ РСФСР за участие вюбилейной художественной выставке  «Советский Север»

1960-е Совершает творческие командировки на Белое море, в Заполярье

1970-е Совершает творческие командировки на Северный Военно-морской флот.

1964,1967, 1969, 1974   Участник  зональных выставок «Советский Север»: Архангельск, Киров, Петрозаводск, Вологда

1958 – 1980-е Участник областных выставок архангельских художников.

11 декабря 1993 года умер в Архангельске. Похоронен на кладбище «Южная Маймакса»




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений