Мир русской былины
посмотреть все выставки


Мир русской былины

Экспонаты

В Год литературы в Архангельском музее изобразительных искусств  экспонировалась выставка «Мир русской былины» из собрания иллюстративной печатной графики Музей-ного объединения.

Выставка представлила работы известных художников – иллюстраторов ХХ века: Влади-мира Андреевича Фаворского, Евгения Адольфовича Кибрика, Николая Ивановича Кали-ты, Владимира Михайловича Конашевича.

Все произведения выполнены в сложной технике ксилографии и литографии, где все со-стоит из черных и белых пятен и штрихов. Белым штрихом на черном переданы все при-родные явления: молния, блеск воды, темная зелень дуба, туман, воздух,  масть коня и плащ воина, блеск оружия и кольчуг. Герои былин – богатыри, они и являются главными персонажами каждой гравюры. Нет таких препятствий, которые не смогли одолеть бога-тыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудо-вищ, но и дела мирного характера. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, здесь и Вольга с Микулой Селяниновичем, и Святогор и другие воины святой рати защит-ников Руси.

Калита Николай Иванович (род. 1926г.) – один из лучших граверов России, иллюстратор более 300 книг,  2000 гравюр, портретов, экслибрисов, миниатюры, мастер книжного ис-кусства.  Иллюстрации к книге В. Г. Федорова «Кто был автором „ Слова о полку Игоре-ве“...» передают тонкое мастерство гравера, умение художника в небольшой гравюре емко передать значительное содержание, и помещены здесь попарно. На них изображены четы-ре узловых эпизода: сцена перед походом, выступление в поход, битва с половцами и воз-вращение Игоря.

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) – график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, академик Академии художеств, народный художник, лауреат Ленинской премии. Работа с книгой играла важную роль в творчестве масте-ра. Художник разработал особую теорию оформления книги («Теория композиции», «Теория графики» и «Теория книги»), понимая ее как цельный эстетический организм, «инструмент для чтения». Художник  использует  текст  как смысловую заставку, в котором повествование неразрывно связано с иллюстрацией действия, логика раскрывается через выразительные художественные приемы: композицию, ритмы линий, световые рас-тушевки, орнамент: «По утру ли, утру ли раннему, на зачине тут было да света белого», «Высота ли высота поднебесная, глубота, глубота, океан-море», «Раскинулось поле чистое, а на том поле старый дуб стоит». Выразительны  иллюстрации к книге Б.В.Шергина «Поморские былины».

Конашевич Владимир Михайлович (1888-1963) – художник, график, доктор искусствове-дения, известный мастер книжной иллюстрации. Сборник былин о русских богатырях был задуман Владимиром Михайловичем Конашевичем в годы Великой Отечественной вой-ны, когда тема защитников земли русской обрела новую жизнь. Художник сделал рисунки к многим былинам  о Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче,  Святогоре, Вольге, Микуле Селяниновиче.  На выставке представлены две  цветные литографии «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Калин царь».

Наибольшим числом работ на выставке представлен Евгений Адольфович  Кибрик – на-родный художник СССР, профессор, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР. Е.А. Кибрик – один из тех художников, кому во многом обязана своими достижениями советская графика. Большое значение в творчестве мастера имеют иллюстрации к сборнику "Героические былины" (1948-1950). В образах русских богатырей  Кибрик выразил великую силу духа народа. На гравюрах раскрывается героическое содержание сюжета былин, создается целостный образ  героев, их отношений, событий, предметов, одежд, места действий, могущество и слава Русской земли.

В состав выставки вошли доспехи средневековых воинов, предоставленные клубом исто-рической реконструкции «Средневековье» (г. Северодвинск), книги из фондов научной биб-лиотеки Музейного объединения, «Соборник» 1787 года из частной коллекции.

Подготовила старший научный сотрудник Т.А. Старжинская




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений