Этот город стал мне родным. Архангельск художника М.С. Баранчеева (1920 – 1998)
Экспонаты
|
Выставка, посвященная 95-летию со дня рождения архангельского художника Михаила Баранчеева осуществлена в рамках долгосрочного проекта «Архангельская Атлантида. Путешествие в прошлое». Она рассказывает не только о жизненном и творческом пути мастера, но и знакомит нас со старым Архангельском, городом, который сегодня сохранился лишь в работах художников, на старых фотографиях и в наших воспоминаниях. Для Михаила Баранчеева наш Север не был родным с детства. Он родился в средней полосе, в деревне Калиново Серпуховского района Московской области. С детских лет, увлекаясь рисованием, он занимался в изостудии Серпуховского Дома пионеров у известного художника Александра Андреевича Бузовкина. Позже он всегда вспоминал учителя с благодарностью за глубокие по содержанию уроки, которые на всю жизнь привили ему любовь к искусству. Художественное образование Михаил Сергеевич продолжил в Московском художественном училище (1946-1947), а затем поступил на второй курс Московского художественного института им. В.И. Сурикова. Его руководителями были профессора Ф.А. Модоров и Д.К. Мочальский. Именно в институте, где свято чтили традиции русской художественной школы, он твердо уверовал в принципы реалистического искусства и остался верен им на протяжении всей творческой жизни. С Севером Михаил Сергеевич познакомился в самом начале 1950-х годов. Впервые он побывал в Архангельске в студенческие годы. Тогда многим творческим людям, в том числе и художникам, была близка идея приобщения к истокам национальной художественной культуры, и интерес к Северу России был велик. Однажды побывав на Севере, Баранчеев решил вернуться сюда навсегда и в 1953 году окончательно переехал в Архангельск. С этого момента его творческая судьба неразрывно связана с Архангельской организацией Союза художников. Творчество Михаила Сергеевича – живая и многообразная картина жизни нашего Северного края: старый и новый Архангельск, морские и речные порты, поморские деревни, индустриальные и лирические пейзажи, портреты тружеников, художников, известных деятелей культуры. С именем Баранчеева связано становление жанровой бытовой живописи в Архангельске. Классикой архангельского искусства стала его работа «Бабушкины наряды» (1957). Михаил Сергеевич Баранчеев был первым, кто открыл новые темы и сюжеты, связанные с жизнью города: городские пейзажи, горожане и сценки из их жизни. Кисти художника принадлежат жанровые картины разных уголков так полюбившегося ему города: это и «Книжный базар в Архангельске» (1956), «В городском саду в День Военно-морского флота» (1956), «На рынке в Архангельске» (1956), «На стадионе «Динамо» (1967), - все они представлены сегодня на выставке. Город для художника не просто архитектурный пейзаж, а место активной жизни человека. Мимо автора не проходят такие события, как «Первомайская демонстрация в Архангельске» (1954), «Разлив в Соломбале» (1966), «Большая вода» (1974), «Перед штормом» (1989). Названия работ говорят сами за себя. Выставку также дополняют небольшие этюды, связанные с характерными архангельскими мотивами: трудовая жизнь порта, двинские пейзажи. Баранчеева, как художника, интересовал не только город, но и человеческая личность, ее черты, он создал целую галерею известных людей Архангельска: писатель-сказочник и живописец Степан Писахов, архангельские художники Нина Фатеева, Борис Булкин, основатель и первый руководитель Северного народного хора Антонина Колотилова и другие. Портретную галерею дополняют одухотворённые, проникнутые теплом образы родителей художника («Портрет матери» и «Портрет отца»). Михаил Сергеевич был разносторонним, интересующимся человеком. В начале 1960-х годов он занимал пост директора Архангельского музея изобразительных искусств, немало сделал для сохранения художественного наследия. В разное время совершил ряд творческих поездок по Северу. Плодотворными были его командировки в Котлас, в Коряжму на ЦБК, после которых он создал ряд выразительных портретов рабочих комбината, молодых строителей. В 1983 году художнику посчастливилось побывать Арктике. На теплоходе «Капитан Мочалов» он дошел до Дудинки и Игарки, в результате появился цикл интересных пейзажей и портретов. Творчество Михаила Сергеевича Баранчеева было хорошо известно в Архангельске, он постоянно участвовал на областных, зональных и республиканских выставках. Сегодня его работы находятся в собраниях Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и Архангельского краеведческого музея, а также в частных коллекциях. Автор выставки – Зеленина Татьяна Владимировна, заведующий отделом «Городская художественная культура» |