Начало. 1930 – 1950-е
посмотреть все выставки


Начало. 1930 – 1950-е

Экспонаты

В 1910 году, в здании бывшей архангельской таможни, впервые открылась выставка «Русский Север». Основу ее экспозиции составляли произведения Александра Борисова, Стапана Писахова и Ильи Вылки. Определение «старейшие художники Севера» ставит их в самое начало того сложного и длинного пути, который предстояло пройти следующим поколениям.

Первые три десятилетия для созданного в 1935 году, сначала краевого, а затем областного Союза художников – время появления, стремительного развития и обретения подлинного своеобразия.   

Выставка, посвященная восьмидесятилетию творческой организации, живописными и графическими работами архангельских мастеров иллюстрирует этот сложный и трудный, но  плодотворный процесс. Из тех, кто стоял у истоков, здесь представлен своими пейзажами один из старейших художников Севера Степан Писахов. График Виктор Постников, живописцы Герман Кононов и Дмитрий Свешников не просто талантливые мастера, но и те, кто последовательно возглавлял Союз с момента его создания до конца шестидесятых годов.

Картины участников первых областных выставок, таких как Александр Казаков, Виктор Преображенский, Алексей Румянцев, Николай Фурсей, Семён Григорьев, Евгений Хвиюзов, убеждают зрителя, что художники идут в ногу со временем, разделяя с Родиной ее нелегкую судьбу. Они отражают в своих произведениях и созидательный труд страны, строящей социализм,  и трагизм внезапно нагрянувшей войны, участниками которой стало это поколение.  Выразительны и достоверны портреты северян, созданные Фёдором Фатьяновым, Геннадием Семаковым, Борисом Лукошковым, другими мастерами живописи и графики.

В 50 – 60-е годы  во весь голос заявляют о себе  пейзажисты Иван Котов, Владимир Сараев, Дмитрий Ширяев. Темы преодоления и созидания отходят на второй план, давая дорогу лирике и северному колориту. Искусство на новом временном витке возвращается к традициям старейших художников Севера, развивая и обогащая их, пробивая дорогу из прошлого в будущее.




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений