Служение образу. Реставратор Александр Мурашов
посмотреть все выставки


Служение образу. Реставратор Александр  Мурашов

Экспонаты

Александр Петрович Мурашов – один из ведущих реставраторов темперной живописи в Архангельской области. Родился в 1953 году в Хабаровске. Окончив Красноярское художественное училище в 1980 году, начал творческий путь как художник.  Несколько лет работал художником-оформителем на Сахалине.  А. Мурашов пришел на работу в Архангельский музей изобразительных искусств  в 1985 году – и на протяжении тридцати лет бессменно работает художником-реставратором темперной живописи.

Реставрационные навыки и практику получил в Москве, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря под руководством реставратора высшей категории Ольги Александровны Пригородовой. Ежегодно через его руки проходят десятки  икон, требующих срочного вмешательства.  Высокое качество работ, выполненных А.П. Мурашовым, неоднократно отмечалось реставрационными советами разных уровней. Восстановление памятников последних лет отличается повышенной сложностью. Среди них такие произведения, как иконы Праздничного и Деисусного чинов из Воскресенской церкви с. Верхние Матигоры ХVII века, сень царских врат ХVI века, «Преподобный Алексий Человек Божий» из Куртяево.  Иконы, отреставрированные А.П. Мурашовым, находятся в постоянной экспозиции музея; они участвовали во многих выставках, в том числе и зарубежных: «Северные подвижники благочестия» (1995),  «Иконы Северной России» (Норвегия и Исландия. 1995, 1997), «Подписные иконы ХVI-ХIХ веков» (1997), «Северные присьма» (Москва, 2000), «Святые Северной России» (Архангельск, 2000). «Окно в рай. Иконы из Архангельска» (Финляндия, 2004), «Наследие Соловецкого монастыря» (Архангельск, 2006), «Наследие Холмогорской земли» (Архангельск, 2011) и других. Имя реставратора неоднократно упоминалось в каталогах музейных выставок.

А. Мурашов – участник нескольких экспедиций по сохранению иконописного наследия Архангельского Севера; он спасал и вывозил памятники из Плесецкого, Каргопольского и Онежского районов. Несколько лет сотрудничал с Кенозерским национальным парком; выполнил реставрацию «небес» Никольской часовни д. Вершинино, часовни Святого Духа д. Глазово и Великомученицы Параскевы в д. Тырышкино, а также реставрировал иконы Макарьевской Хергозерской пустыни. В последние годы он оказывает большую помощь храмам Архангельской и Холмогорской епархии. Им были отреставрированы иконы для Троицкой Кузнечевской церкви, церкви Мартина Исповедника и Ильинского собора в Архангельске; работает для Антониево-Сийского монастыря.

В поисках новых реставрационных методик А.П. Мурашов умеет найти индивидуальный подход к каждой иконе. Главное для него – сохранить подлинную древнюю авторскую живопись, раскрыв ее от поздних наслоений.




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений