Писаховские осенины в Архангельске
посмотреть все новости



Северному волшебнику слова – 135 лет ДАТА Круглую дату Степана Григорьевича отметили в музее изобразительных искусств «Писаховскими осенинами» в конце октября довольно широко. Открылись выставки в Архангельске, Уйме, Красноборске. Однако мероприятия, посвященные этой дате, будут проходить еще до конца года.

Архангелогородцы могут напомнить: а как же музей Писахова на улице Поморской, 10, он еще не открыт? Ремонт и в самом деле затянулся, забор вокруг здания стоит уже года три. Но главное, по словам музейщиков, в музее Писахова уже сделано – фундамент восстановлен, укреплены стены бывшего торгового дома Буторова, пошатнувшиеся в результате строительства рядом страшноватого здания современного ТЦ.

Когда закончится внутренняя отделка музея и будет восстановлена экспозиция, посетители увидят, что в здании добавилась дополнительная площадь бывшего подвала, которая тоже превратится в музейно-образовательное пространство.

А пока выставки и экспозиции музея Писахова кочуют то в музей художественного освоения Арктики, то в здание музея изобразительных искусств, которые, по сути, являются единым пространством музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Вот и нынешнюю выставку «Художник Севера Степан Писахов» ищите на площади Ленина, 2.

Как Писахов рисовал ударников Те, кто хочет увидеть графику Писахова, выполненную им по заказу как членом Союза северных художников, отправляются в Уйму, на родину Сени Малины, героя сказок Писахова. Там, в музее народных промыслов и ремесел Приморья, и открыта выставка «Первые пятилетки на Севере». На ней можно посмотреть около сорока портретов сталинских ударников производства, собравшихся на III Северный краевой съезд Советов, проходивший в Архангельске в январе 1935 года.

Многие портреты, к счастью, оказались подписаны, и сотрудник музея Писахова Ирина Олонкина нашла в архивах документы, относящиеся к этим людям, изображенным на портретах рукой Степана Григорьевича. Судьбы оказались непростыми, жили тогда все тяжело, порой не имели элементарного – даже обуви, чтобы ходить на работу. Но больше всего, по словам Ирины, ее поразило, насколько удивительными были тогдашние люди, по нынешним меркам – даже странные: прежде думали о Родине, а потом о себе. Например, крестьянка Манефа Корюкина в письме к властям сокрушалась, что сгорел свинарник, и просила помочь колхозу в его восстановлении, а про то, что при большом пожаре сгорел и ее собственный дом – умолчала.

Картина Писахова нашлась в Карелии Что касается выставки в музее ИЗО, то, конечно, многие живописные работы Писахова известны посетителям музея на Поморской, 10. То творения золотой поры молодого художника – 1910-е годы и те самые «фирменные» сосенки, по которым Писахова знают почитатели его художественного таланта во всем мире. Однако другая часть выставки привлечет внимание и знатоков – на ней выставлены иллюстрации к сказкам Писахова художников Михаила Баранчеева, Василия Вежливцева, Дмитрия Трубина, Сергея Сюхина, некоторые – впервые.

Все издания сказок Писахова, вышедшие в Архангельске с иллюстрациями художников, тоже показаны на выставке. Но самое «массовое», наверное, вышло в 1959 году с рисунками Баранчеева. Надо сказать, графику к писаховским сказкам музейщики приобретали целенаправленно в мастерской художника.

Портретов самого Степана Григорьевича на выставке тоже много. Как рассказала искусствовед Зоя Кулешова, колоритный образ чудака, человека своеобычного, привлекал как тогдашних художников, так и современных. Из прижизненных портретов – работы московских авторов Нины СимоновичЕфимовой (представлен широкой публике впервые) и Никиты Чебакова, архангельских художников Михаила Баранчеева и Василия Вежливцева, а также триптих современного архангельского художника Дмитрия Трубина, что из последних поступлений музея. И еще – очень известная скульптура Валентина Михалева, выполненная из корня дерева, которая, говорят, понравилась самому Писахову. Этот скульптурный портрет искусствоведы относят к большой творческой удаче.

К слову, архангельские музейщики очень скрупулезно собирают все, что связано с Писаховым. Некогда в квартирах архангелогородцев можно было встретить его этюды – большей частью раздаренные автором, но ныне его работы в частных коллекциях наперечет. Однако примерно месяц назад выяснилось, что большая живописная работа Писахова, ранее искусствоведам неизвестная, есть в частной коллекции семьи из Карелии, и сейчас идут переговоры о ее приобретении музеем.

Но вообще, считает Зоя Кулешова, выставка в музее ИЗО все же отсылает к Писахову-литератору, недаром многие мероприятия «вокруг выставки» задуманы для того, чтобы показать самобытность языка Степана Григорьевича, богатство его сказок. Хотя часто посетители задают вопрос: а почему Писахов сам не иллюстрировал свои сказки? Возможно, Писахов не чувствовал себя сильным как художник именно в книжных иллюстрациях, у которых тоже есть свои законы и основы рисования, предполагает Зоя Кулешова.

Вредный дед или тонкий художник? Надо сказать, что Писахов был талантлив не только как литератор, этнограф, художник. Он и из своей жизни сделал маленький спектакль. Тогдашние горожане знали его все до единого, поскольку фигуру на улицах Поморской и Павлина Виноградова нельзя было спутать ни с кем другим. Раз и навсегда примерив на себя маску вредного неуживчивого старика, даже будучи еще сравнительно молодым человеком, он тем самым сохранил за собой право на озорство, непосредственность в словах и делах. Таким и запомнили его архангелогородцы – стариком.

На «Писаховских осенинах» одна из посетительниц даже вздохнула: мол, сейчас – почести, а жил-то Степан Григорьевич очень бедно, неуютно, моя мама его очень жалела – одинокий неухоженный старик. Правда, кто после войны жил на Севере богато, тем более – такой человек, как художник и сказочник Степан Григорьевич Писахов...

Вероятно, замечание посетительцы тоже справедливо, Степан Григорьевич оставался загадкой для окружающих, несмотря на общительность и общественную деятельность. Слишком разным он был человеком, к которому с привычной меркой «социального успеха» не подойти.

На вечере, посвященном юбилею Писахова, выступили исследователи, литераторы, музыканты, актеры – почитатели необычного таланта необычного человека. Но, вероятно, чем дальше мы будем отдаляться во времени от «северного волшебника слова», как назвал Писахова писатель Юрий Казаков, тем больше будет расти интерес к его личности.

Елена ИРХА. Фото автора.



Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений