Пейзажи на иконах
посмотреть все новости



Посмотреть на икону как на образ, являющий сакральное, потаенное, рождающий чувства, влекущие к горнему, и как на предмет искусства, переносящий в ушедшие века и раскрывающий вполне обыденную жизнь. Именно в таком ракурсе можно воспринимать новую выставку «Северные святые. Пейзажи на иконах», открытую в Архангельске.

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ВЕКА

По мнению искусствоведов, экспозиция уникальна крайне редкими образами с панорамными изображениями природы, архитектуры, предметов быта. Они способны напомнить о забытых страницах истории и даже раскрыть некоторые тайны. По мнению доктора искусствоведения, заведующей отделом древнерусского искусства музея ИЗО Татьяны Кольцовой, в этом отношении интересна икона «Житие святого Антония Сийского», написанная в середине XVII века: «В центре иконы — образ угодника Божия, а вокруг — его жизнь, протекающая на фоне пейзажей, архитектурных построек, чаще всего реально существовавших. Один из современных монахов Сийского монастыря указал на клеймо, считаю, уникальное: взгляд из XVII века, будто с птичьего полета, на полуостров, на котором Антоний Сийский основал монастырь. Вот реальный исто¬рический факт: по сей день идут споры, что же там было — остров или полуостров, разные есть гипотезы. Судя по этому изображению, беремся утверждать, что монастырь все-таки основан на полуострове».

Наверняка не все себе представляют, что такое црен и как он выглядит. К тому же какая связь между этим загадочным предметом и северными святыми? Ответ — на иконописном житии Зосимы и Савватия Соловецких начала XVII века, привезенном из села Ненокса. Почему там так почитали святых? «В этом богатом поморском селе были солеварные вотчины монастырей, — рассказывает Татьяна Кольцова. — Монастыри вкладывали туда деньги, дарили иконы. На одном из клейм житийной иконы изображено чудесное спасение преподобными Зосимой и Савватием человека, плывущего на црене по морю. Црен — это большая сковорода для выварки соли. Итак, перед нами опять реальная история из жития святых и важная деталь из истории нашего северного края».

Татьяна Михайловна убеждена, что коллекция архангельского музея ИЗО одна из самых представительных в России, к тому же очень востребованная — в первую очередь историками, искусствоведами, иконописцами. «К нам часто обращаются с просьбами дать в качестве образца для копирования тот или иной редкий образ, — поясняет Татьяна Кольцова. — На выставке музей впервые показывает восемь икон, отреставрированных за последние два года. Среди них, с точки зрения иконографической, я ценю образ преподобного Димитрия Цилибинского. Святой, который прославился на южных территориях архангельского Севера — нынешнего Ленского района. В XIV веке он основал Цилибинскую пустынь, был любимым учеником святителя Стефана Пермского, прославился многочисленными чудесами, и мощи его до сих пор почивают под спудом в деревне Цилибе».

Искусствовед рассказала, что в музей не раз обращались с просьбами взглянуть на изображение преподобного Димитрия Цилибинского. Ведь его образ хранится только в архангельской коллекции и в одном из частных собраний. Причем сотрудники музея много лет и не подозревали, что в запасниках находится икона святого. «Ее привезли из экспедиции очень давно, и находилась она под профилактической заклейкой. Под олифой образ был настолько темным, что сотрудники не смогли даже имени святого прочитать. Так случилось, что люди, занимающиеся восстановлением Цилибы, обратились к нам за помощью, и мы решили еще раз пересмотреть фонд южных рубежей нашей области. Остановились на этой иконе и решили, что ее надо раскрыть. Раскрывал реставратор Александр Мурашов, и «шла» она необычайно тяжело, зато теперь это единственный образ святого, исполненный в такой форме. Предполагаю, что икона ранее находилась около раки с мощами преподобного в часовне».

Также, по мнению ученого, очень интересно изображение святых Зосимы и Савватия Соловецких на фоне монастыря в разные века его истории. Причем изображения построек не повторяются — сооружения относятся к XVII, XVIII, XIX векам. «Здесь дана ретроспектива рисунков монастыря — как он выглядел, это история нашего края, изобразительная история. Она важна в первую очередь искусствоведам, историкам, важна архитекторам, которые занимаются реконструкцией обители, поскольку иногда образ храма на иконах вполне реален. В этом случае архитекторы берут его в качестве основы для реконструкции», — объясняет Татьяна Кольцова.

СПАСАЮЩИЕ НА ВОДАХ

Искусствоведы выделяют группу святых, которых чтили непосредственно в Поморье. Особо выделяются в экспозиции иконы насыщенного синего цвета, привезенные из села Луды. На них — лики святых Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Ионы Пертоминских. Написаны же они были в иконописной мастерской Соловецкого монастыря.

«Угодники Божии помогали жителям Поморья. Неудивительно, что около святых Иоанна и Лонгина Яренгских изображены бушующее море и судно: надо было спасать поморов во время шторма и бед, которые приносила морская стихия, — рассказывает Татьяна Кольцова. — Поморы необычайно любили своих святых, спасающих на водах, помогающих на суше. Конечно, более всего любили святителя Николая. Про него говорили: от Архангельска до Колы тридцать три Николы. Это тридцать три Никольских храма по побережью Белого моря. Все правильно — святитель Николай спасал. Однако очень почитали и местных святых. Например, Вассиана и Иону Пертоминских. Поселок Пертоминск у северян на слуху. Когда-то там был знаменитый Пертоминский монастырь. На старинной иконе его основатели изображены на фоне храма Преображения. Святые Вассиан и Иона считались покровителями поморов, и мощи их почивали в этой обители. Интересный факт: в их житии говорится о том, что покоились святые рядом, а между двумя гробницами росла рябинка. К сожалению, мощи Ионы и Вассиана были вскрыты в 1920-е годы, так же как и мощи Иоанна и Лонгина Яренгских.

Опять знакомое географическое название — деревня Яреньга, тоже на побережье Белого моря. Иноки Соловецкого монастыря Иоанн и Лонгин отправились по монастырским делам в Тверскую землю. На обратном пути их погубила буря, разыгравшаяся в Белом море, а нетленные тела спустя время были обретены на берегу. На том месте установили часовню, в которой по-коились мощи преподобных. Позже появилась и небольшая обитель. А на иконе угодников Божиих — посмотрите: бушующее море и то ли тонущий, то ли спасающийся корабль. К этим святым обращались, прося покровительства во время плавания».

Первая экспозиция древнерусского искусства открылась в Архангельске еще в 1967 году — в теперь знакомом всем архангелогородцам особняке на Набережной, 79. Выставка поистине заслуживала внимания. Заместитель директора музея Зоя Кулешова считает: чтобы явить ее миру в годы тотального атеизма, сотрудники должны были обладать смелостью. «Экспозиция оказалась настолько хороша, что из Москвы приезжали поэты, писатели, художники с желанием увидеть знаменитые северные письма. С тех пор мы не прекращаем работать с нашей уникальной коллекцией, она постоянно пополняется, изуча-ется, реставрируется. Результатом многолетней работы становятся выставки, которые мы открываем на протяжении пятидесяти лет. Знаменитые северные иконы побывали во многих странах мира, начиная с Японии и заканчивая Исландией, древнерусская скульптура экспонировалась в Париже. Люди открывают для себя северное искусство и в российских музеях — в Москве планируется выставка древней каргопольской живописи. А экспозиция «Северные святые. Пейзажи на иконах» необычна, поскольку представляет узкий круг тем, характерных для древних икон. Думаю, многие благодаря этой выставке откроют для себя великих северных подвижников. Желаю интересных открытий!»

Людмила Селиванова

Вестник Архангельской митрополии №3 2016



Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений