Интервью Т.М. Кольцовой «Вестнику Архангельской митрополии»
посмотреть все новости



Сокровище ангелов Ильинского храма

Икону «Воскресение Христово» начала XIX века обнаружили реставраторы в Ильинском кафедральном соборе Архангельска. Долгие годы она «пряталась» за более поздним образом Воскресения, который поддерживали скульптурные ангелы Ильинского собора.

ОБРЕТЕНИЕ

- Мы обнаружили икону неожиданно. Когда взялись за реставрацию образа Воскресения Христова, который был над царскими вратами Ильинского собора, решили, что холст необходимо наклеить на другую основу, более жесткую, – рассказал художник-реставратор первой категории Павел Попов.

- Вырезая образ из рамы, я обнаружил, что под ним находится вторая икона. Красочный слой обретенного образа частично утратился. Кроме того, икона была под толстым слоем старой олифы. Мы очистили образ, покрыли его лаком и поверх прописали те места, что были утрачены. Когда смотришь на икону, отреставрированные участки не видны: авторское решение и колорит сохранились полностью.

По словам заведующей отделом древнерусского искусства Архангельского музея изобразительных искусств, доктора искусствоведения Татьяны Кольцовой, такие «сокрытия» не редкость:

-Образы обновляли, переписывали различными способами. Бывали случаи, когда писали на той же самой доске другую икону, не уничтожая нижнего слоя. А вот что было в нашем случае: Ильинский храм построили в 1809 году; главный иконостас и резные позолоченные фигуры ангелов созданы в первой трети XIX века, относятся к стилю ампир. В конце XIX века иконостас полностью обновляется.

Татьяна Кольцова объяснила, почему именно эта икона оказалась спрятанной под другим образом:

-По данным «Архангельских епархиальных ведомостей», в 1896-1897 годах Ильинскую церковь начали ремонтировать. Я думаю, что были и более ранние, промежуточные обновления. Вспомним, в каких условиях находились иконы: каменный храм с печным отоплением. Это не лучшая среда для живописи: постоянные перепады температуры и влажности провоцируют разрушение красочного слоя. В итоге иконостас сохранил первоначальный рисунок, однако некоторые иконы переписали, обновили и даже перенесли на новую деревянную основу. Большую овальную икону «Воскресение Христово» в 1898 году заново написал диакон Ильинской церкви Федор Михайлович Макарьин. Он был иконописцем, учился живописи в мастерской Троице-Сергиевой лавры, был учителем иконописи в Архангельской духовной семинарии до 1908 года.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ

Обретенный образ Татьяна Кольцова датировала 1809 годом, когда был освящен Ильинский храм:

- Вновь обретенная икона – это образец академической живописи. Мастер, который ее написал, был профессиональным художником. В начале XIX века в Архангельске работали иконописцы из Санкт-Петербурга и Вологды: они заканчивали восстанавливать после пожара Троицкий собор. Кроме того, приезжие иконостасные мастера из Санкт-Петербурга украшали Спасо-Преображенский собор в Соломбале. Думаю, что они могли параллельно создавать иконостасы и писать иконы для других архангельских церквей. Известно, что строительство Ильинского храма финансировал купец Никонов, который как заказчик мог пригласить приезжих мастеров с хорошей живописной школой академического направления.

Татьяна Михайловна отметила, что изображение Спасителя на обретенном образе характерно для начала XIX века. По ее словам, во времена Петра I и, особенно в эпоху правления Екатерины II и ее наследников в иконопись пришли мастера, которые закончили Императорскую академию Художеств.

-Они стремились сочетать традиции иконного письма с достижениями искусства нового времени. Мастера создавали абсолютно новые иконографические образы на библейские темы, - пояснила доктор искусствоведения. - Использовать выпускников Академии художеств как иконописцев рекомендовал Свя-ейший Синод. В 1820 году, в Санкт- Петербурге было учреждено Императорское общество поощрения художеств, одной из задач которого было «украшение» церквей. Такое сотрудничество приветствовали и архангельские архиереи.

По словам специалиста, подобную живопись официальная Церковь использовала, в том числе «в противовес» старообрядческому искусству, которое ориентировалось исключительно на древние иконописные образцы.

-Сейчас для нас непривычны такие религиозные картины. А когда- то в этом направлении работали выдающиеся русские художники – Вешняков, Брюллов, Иванов и другие. Такие «живоподобные» иконы были в Преображенском соборе Соломбалы, в погибшей Успенской церкви на Борках, в иконостасе Троицкой Кузнечевской церкви. В Архангельске, к сожалению, такие иконостасы не сохранились. Когда церкви закрывали, то сохраняли преимущественно старинные иконы. Остальные уничтожали. Защитить эти шедевры никто не мог.

Сейчас оба образа в Ильинском соборе обрели вторую жизнь. Поздний, письма диакона Федора Макарьина, по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила в скором времени установят в баптистерии храма. А обретенная икона Воскресения Христова вновь в руках ангелов Ильинского собора и венчает иконостас.

Подготовила Дарья Андреева

ВЕСТНИК АРХАНГЕЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ | №5 [ 2015 ]



Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений