Выставочный проект «Пинега – родина Фёдора Абрамова»
В рамках юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения Фёдора Александровича Абрамова (1920–1983) Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» представляет проект «Пинега – родина Фёдора Абрамова», в который включены две художественные выставки: «Там, у Пинеги реки…» и «Веркола – самая прекрасная страна».
«Пинежская земля меня питает так же, как она питает сосну, ель. Пинега – это моя почва». Эти слова Фёдора Александровича как нельзя лучше отражают неразрывную связь русского писателя с родиной, с её духовной и народной культурой. Памятники деревянной культовой архитектуры, могучие избы с деревянными конями на крыше, монастыри, народное искусство и уникальная песенная и былинная культура – все это заповедный Пинежский край.
«Там, у Пинеги реки…»
Выставка посвящена художественному наследию Пинежья, ее основу составили произведения народного и древнерусского искусства из собрания Музейного объединения. Все представленные в экспозиции предметы, поступили в музей из экспедиций по Пинежскому району в 1960-е – 1970-е годы.
Большая часть экспозиции включает уникальные народные костюмы – знаменитые пинежские «синяки», набивные сарафаны, «пестрядинники», «большой наряд» девушки-«повязочницы». Впервые будет показан зимний праздничный костюм с шубкой и редким головным убором «шапоцкой», который сохранился только на Пинежье, дополнением к зимней одежде станет узорное вязание – рукавички и чулки. На выставке можно будет увидеть головные уборы и ювелирные украшения – серьги-голубцы, обязательный атрибут костюма девушки невесты, наперсные кресты, изделия из жемчуга.
Духовное наследие Пинежской земли представляют иконы и деревянная резьба XV–XVII веков, поступившие в собрание музея из храмов Покшеньги, Едомы и Кевролы. Особый интерес представляет икона «Великомученик Федор Стратилат» 1581 года. Святой почитается как покровитель православного воинства. На иконе, отличающейся высоким мастерством исполнения, запечатлен образ крепкого, стойкого и сильного воина, готового сокрушить врага. Надпись на нижнем поле свидетельствует о том, что икону заказала Мария Иванова в память о своем муже Федоре Киселёве, умершем 6 октября 1581 года. В правом верхнем углу, в круглом клейме изображена сцена, в которой старец Зосима причащает преподобную Марию Египетскую – покровительницу Марии Ивановой.
Из Вознесенской часовни д. Березник происходит самая древняя на выставке живописная икона конца XV – начала XVI века «Святитель Николай Чудотворец, в житии». Стилистические особенности живописи говорят о том, что икона, по-видимому, была привезена на Пинегу из Ростова Великого. К сожалению, до нас она дошла с большими утратами авторской живописи.
Из большого комплекса произведений Никольской церкви д. Покшеньга отреставрированы иконы деисусного, праздничного и пророческого чинов конца XVI – XVIII веков и среди них две уникальные подписные и датированные иконы «Дмитрий Солунский» и «Преображение» (1729).
На Пинеге были и свои чтимые святые. Особо почитался праведный Артемий Веркольский – подросток, погибший от молнии. Он был сыном крестьян-земледельцев села Веркола Кеврольского уезда. Это один из немногих «народных святых», подвиг которого заключался в земледельческом труде. На иконах, посвященных Артемию Веркольскому, есть сцены, где Артемий боронит пашню, или – во время работы в поле, застигнутый сильной грозой, погибает от «небесного огня».
Несомненный исторический интерес представляет изображение Веркольского монастыря, размещенное в клейме житийной иконы и на пядничной иконе XVIII века.
Редкая, удивительная по живописи икона «Преображение» написана в 1729 году иконописцем Иваном Зубовым, который был церковным дьяком Покшеньгской волости. На иконе очень необычно трактованы горы: освещенные ярким фаворским светом, они напоминают сталактиты в карстовых пещерах Пинежья.
«Веркола – самая прекрасная страна»
Выставка заслуженного художника России Всеволода Видякина включает живописные и акварельные этюды Верколы, самой родной и дорогой для Фёдора Абрамова, деревни.
В Пинежских местах художник бывал многократно, начиная с 1990 года. Творческие поездки, пленэры международные и региональные, позволяли путешествовать по самым разным пинежским деревням: Кеврола, Едомень, Шардонемь. Но чаще всего он приезжал в Верколу. Не оставят равнодушными зрителей виды Верколы, а это дома с «конями», знаменитые амбары, улицы, это повседневная жизнь веркольцев.
В 1993 году Видякин работал и жил, в Артемиево-Веркольском монастыре, тогда еще только-только возрождавшемся. В этюдах художника мы увидим и деревянную Ильинскую церковь, и величественный Успенский собор. Вернувшись вновь в 2019 году, художник запечатлел обновляющийся монастырь с уже частично отреставрированными памятниками, как например церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
Представленные на выставке работы художник уже показывал и в самой Верколе, где их оценили жители деревни, и в Архангельске.
Для посетителей выставки открыты с 08 февраля по 18 мая 2020 года.