Всероссийский пленэр
посмотреть все новости



dsc03380_1 dsc03140_1_1
jrc-muprvmw_1 3d6sv1zyaa8_1
o6x22tgvzm8_1 nlljq8tusqw_1
kbyjyrdp5_o_1 dsc02992_1

 

С 22 по 28 февраля в МКЦ "Дом-усадьба художника А.А.Борисова" проходил Всероссийский пленэр "Зимняя палитра Севера". Форум был посвящен памяти великого русского художника А.А. Борисова. В пленэре приняли участие художники из Череповца, Великого Устюга, Тулы и Сыктывкара.
Отзыв одного из участников пленэра:
«Крайний Север, с его мрачной, но мощной и таинственной природой, с его вечными льдами и долгой полярной ночью, всегда привлекал меня к себе…»
А. Борисов.
Как близок мне этот сильный человек… Понятен, как герой Джека Лондона, для которого так мало значили деньги, и так много значило слово Мужество, Мечта, Подвиг… Художник – всегда ведь воин, чем труднее идет его личная битва, тем слаще победа. Особенно, если что-то мешает тебе, если ты преодолеваешь сопротивление погоды, материала, темы.
Вот и Борисов – человек, достигший своей мечты, писавший этюды при минус сорока по Цельсию, когда крошились кисти, а краски превращались в «густое тесто»… Интересно, как сопротивлялось его тело, пальцы этому страшному морозу… И как он укрощал этот инстинктивный страх тела перед болью? Воля неимоверная. О нём написано много, повторяться не буду. Мне почему-то кажется, что в нём художник неотделим от исследователя, первопроходца, мужчины. Некогда ныть, некогда рефлексировать. Идти против ветра, работать, открывать месторождения и новые земли в тяжелейших условиях, изучать людей и главное, писать, писать много, ибо писать для таких, как он – это дышать, это жить. Это физически существовать. Такие у него работы о льдах, осязаемые, физически пробирающие. Пионер, новатор.
Все люди, которые так или иначе завязываются с Севером – чем-то близки друг другу и поэтому близким им становится Александр Борисов, своего рода тоже ведь Михайла Ломоносов, кстати, почти земляк его…
Всего неделю мы были в этих благословенных местах, а уже причастились немного терпкого борисовского холода, он не убивает, не калечит, а и вправду делает нас сильнее. И при минус тридцати писала я сама, а мужики наши в Верхней Уфтюге при минус тридцати пяти, без перчаток вовсе, да и капюшоны поскидав. А в Шеломе, там, где говорят Ермаковы клады спрятаны, и мне пришлось на горе, да ветру варежки снять, не растирает мертвая варежка сухую пастель, живого тепла материал требует.
И вот со словами «Господи, помоги!», периодически обсасывая застывающие, саднящие от свинцовой крошки пальцы, писала, потому что потерять связь с этой быстро меняющейся красотой для меня было смерти подобно… И так мы причастились из одной чашки с выдающимся мастером, пили одно вино – ледяное, серебряное, северное.
Красота под Красноборском неимоверная! Представляю, как величественен будет ледоход на Двине, как пойдут весной валы туч по сияющему небу…как впечатляющи тут майские грозы и как заиграет чернота старинных изб в Черевково и Глубоком Ручье среди березового осеннего золота. Но первый раз побывать здесь нужно было именно зимой, когда белым снегом собраны и подшиты, словно листы в книгу, все впечатления, первые эмоции, желания. Очищены и поняты. Сам себя понимаешь, как после причастия. Так сам себя понимаешь, когда полюбил навек и признался себе в этом. А Север русский, борисовский, архангельский, чист и ни разу не мрачен в отличие от карельского северо-запада, любовь к нему открывается и впрямь лаской Божией, без надрыва, да и мороз не пугает… Все вовремя. И спасибо ему. И хочется идти дальше и дальше по этой снежной тропе, к каким воротам еще Север приведет –  не ведомо.
Одно знаю наверняка – открылся мне этот чудный край и певец его, раб божий Александр словно глянул на всех нас, художников, с участием, пониманием. Время идет, век прошел, поколения сменяются, и художники идут друг за другом по одним и тем же местам и открывают их по-своему, по-разному. И делают свое вечное дело во славу Божию, во славу мира, во славу своей земли. Кого вспомнят потомки, кто останется – не так уж важно. А мы правильно проживаем свою жизнь, отдавая ей щедро свою творческую силу. Так как прожил жизнь Александр Борисов, художник, писатель, этнограф, исследователь, инженер, меценат, Человек…
Цинман Жанна Германовна, член Союза художников России, кандидат искусствоведения, доцент кафедры "Городское строительство и архитектура" Тульского Государственного университета, преподаватель тульского колледжа искусств им. А.С. Даргомыжского.



Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений