Передвижные выставки Музейного объединения
Выставка из собрания Музейного объединения «На Уйме вокруг света. Архангельские художники по местам путешествий С.Г. Писахова» в Музее народных промыслов и ремёсел Приморья».
«На Уйме вокруг света» – так называется одна из сказок С.Г. Писахова, в которой наши земляки облетели весь свет.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» представляет художественную выставку «На Уйме вокруг света» и предлагает вместе с архангельскими художниками совершить путешествие по местам, где жил и работал наш земляк.
В основу концепции выставки легла идея показать Писахова как азартного путешественника и талантливого пейзажиста. Будучи первым профессиональным архангельским художником, он передал страсть к путешествиям молодому поколению художников, заложил традицию вдумчивой и кропотливой работы с натурой, а пейзаж, и в первую очередь северный, на долгие годы стал ведущим жанром для Архангельского союза художников.
Степан Григорьевич Писахов (1879–1960) – северный сказочник, художник, путешественник и этнограф. Его образные, колоритные, полные искрометного юмора сказки популярны среди русскоязычного населения, а в последние годы вышли на польском и английском языках. Живописец Писахов известен как «певец северной сосны». Его северные пейзажи прочно вошли в круг лучших произведений русского искусства.
Художественное образование Писахова началось с 1902 года в Петербурге с Училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. В 1900-е годы, под влиянием Л.Е. Дмитриева-Кавказского, академика, чью частную рисовальную школу в Санкт-Петербурге дополнительно посещал С.Г. Писахов, у молодого художника зародился интерес к этнографическому рисунку и проявилась страсть к путешествиям.
Летом 1905 года, изменив привычный ход жизни, С.Г. Писахов отправляется путешествовать, едет на этюды, на Новую Землю, в Арктику – на настоящий Север, в его понимании. Позднее он часто вспоминал услышанную им тогда фразу: «Кто побывал в Арктике, тот становится подобен стрелке компаса - всегда поворачивается к Северу». Игра цвета и света, эпическая красота арктических просторов привлекают Писахова. Начиная с 1905 по 1945 год, художник ежегодно совершает поездки в Арктику. Только на Новую землю – более шестнадцати раз!
Осенью 1905 года Писахов впервые уезжает за границу. По контрасту с Севером он выбрал Восток, яркий красочный, шумный. Художник побывал в Палестине, Египте, Константинополе, Порт-Саиде, Александрии, Смирне, Бейруте, в 1913 году посетил Среднюю Азию. В течение 1906-1909 годов он не раз ездил в Западную Европу, посетил Париж, где короткое время занимался в так называемой «Свободной академии», побывал в Риме, в Академии Святого Луки, где показывал свои работы итальянским коллегам.
В советские годы, С.Г. Писахов посетил Дом писателя в Крыму. После экзотических путешествий Писахов всегда с удовольствием возвращался на Север. На контрасте с Югом Север еще больше впечатлял его своим величием и строгой красотой. «Возвращаясь домой, я полнее чувствовал чистую красоту Севера», - писал он в своем позднем очерке «О Севере».
Кроме этюдов и этнографических рисунков Писахова, на выставке экспонируются работы архангельских художников из собрания Музейного объединения, выполненные ими в поездках по миру.
Виды Санкт-Петербурга открываются перед нами в рисунках Лидии Александровны Колобовой (1955 г.р.). Как и Писахов, художница училась в Петербурге, окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. На ее рисунках, выполненных пастелью, выбраны непарадные виды города. Он кажется особенно теплым и уютным.
Несколько раз за свою творческую биографию посещал Крым Александр Васильевич Казаков (1899–1964). Его крымские пейзажи, особенно 1920-х годов, выполнены в свободной широкой манере. Их отличает солнечный колорит, интенсивная проработка световоздушной среды, композиционная наполненность, прослеживается влияние художественных течений западноевропейского искусства начала ХХ века. Творчество народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств России, Дмитрия Константиновича Свешникова (1912–1997) представлено небольшими выразительными этюдами, в которых отразились незабываемые впечатления, испытанные во время творческих командировок во Францию (1960) Италию (1961). Дмитрий Константинович признавался, что яркость и чрезмерная насыщенность красок природы Италии и Франции мало привлекали его. «Приехал в Италию и никак не мог добиться в своих работах той яркости, которой пронизана вся ее природа, все Север получался, видимо колорит настолько прочно у меня сформировался, что даже Италия с ее цветовой переполненностью не смогла его победить». И все же эти поездки обогатили палитру Свешникова, сделали ее ярче, смелее.
Северная, арктическая тема нашла отражение в произведениях нескольких художников, представленных на этой выставке. Небольшие, выполненные темперой, натурные работы Григория Анисимовича Рябоконя (1920–2001) близки по звучанию арктическим пейзажам С.Г. Писахова. Они наполнены покоем, мудрой простотой, необыкновенной поэтичностью, переданной лишь тонкими градациями серого цвета.
Алексей Яковлевич Румянцев (1908–1969) побывал на Новой Земле в 1939 году. Впечатления от этой поездки легли в основу многочисленных этюдов, в которых суровая поэзия Севера доведена художником до эпического звучания.
График-станковист Евгений Николаевич Зимирев (1948 г.р.) совершил творческое путешествие на о. Колгуев в 1975 году, по итогам которого была создана серия рисунков тушью, посвященная ненецкой теме.
Выставка будет открыта с 18 августа по 28 декабря 2017 года в Музее народных промыслов и ремёсел Приморья.
Презентация выставки состоится 27 августа в 11 часов в рамках праздника «Малинова Уйма».
Адрес музея: Архангельская обл., Приморский р-он, пос. Уемский, ул. Заводская, д.7
Телефон: 8 (818) 260-28-06
Часы работы: 10.00 – 17.00, выходной – понедельник.
Информационно-образовательный отдел
Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
Тел. (8182) 20-94-82