Новый выставочный проект «Преображённая природа»
посмотреть все новости



15 ноября в Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске открывается выставка «Преображённая природа» из коллекции Русского музея при поддержке Фонда «Линия Культуры».  

Выставка посвящена впечатляющим и ярким природным явлениям в произведениях мастеров пейзажной живописи разных эпох и направлений. Солнечный и лунный свет, грозы и молнии, радуги и бегущие по небу облака, закаты и рассветы неизменно привлекали мастеров русского пейзажа. В экспозицию вошло более 40 произведений художников XIX-XX веков, среди которых – Константин Сомов, Николай Рерих, Исаак Левитан, Константин Юон, Лев Лагорио и другие. Выставка поделена на несколько тематических блоков, каждый из которых позволит посетителям окунуться в созерцание одного явления природы, вдохновившего многих художников.

«Всё в русской природе непостоянно по окраске и состоянию… – рассуждал об истоках отечественной пейзажной живописи Дмитрий Лихачёв. – Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года и суток».  Потребовалось некоторое время, чтобы художники расстались с представлениями о необходимости создания «портрета» местности и перешли к увлекательному живописному рассказу о многогранном характере вечно меняющейся природы.    

Во второй половине XIX века пейзажисты научились «видеть» и, самое главное, изображать многообразие облаков и туч и восторгаться ими. Картины с изображением облаков, туч, гроз, представленные на выставке, посвящены таинственной жизни неба. Порой эта жизнь исполнена драматизма и скрытого напряжения, как на полотне Николая Рериха «Небесный бой» (1912). В знаменитом произведении художника-символиста противопоставляется незыблемость покоя на земле и противоборство стихии в небе. Порой облака, напротив, говорят о покое и равновесии в величественном просторе мироздания, как на картине Александра Лактионова «Загорский пейзаж с облаками» (1946). 

Интерес к исключительным и переходным состояниям природы подталкивал живописцев к поиску новых пейзажных мотивов для изображения радуги. Произведения с этой тематикой проникнуты ощущением свежести и душевного обновления. Картина «После весеннего дождя» (1908) Николая Крымова изображает мир живого дыхания природы, радуга в нём стала своеобразным камертоном многоголосия насыщенной звучными оттенками палитры. «Сельский пейзаж с радугой» Александра Гауша (между 1911 и 1915) представляет безмятежную деревенскую идиллию. К мотиву радуги неоднократно обращался утончённый художник-ретроспективист Константин Сомов, на выставке можно увидеть его изысканное произведение «Радуга. Вечерние тени» (1900). 

Продолжают экспозицию пейзажи светлых, солнечных дней в разные времена года. «Весна» (1911) Сергея Виноградова показывает постепенное пробуждение природы под мягкими лучами солнца, «Цветущие вишни» Петра Петровичева и «Яблоня в цвету» Александра Герасимова (1910-1952) провозглашают торжество и цветение жизни.

Ещё один раздел посвящён закатам и рассветам. Гармонично использовал тонкие световые переходы Алексей Саврасов в произведении «На взморье» (1893), импрессионистически трактует «Закат над селением» (1900-е) Василий Берингер.

Неизменный интерес многих живописцев вызывал мотив лунной ночи. Спускающиеся на землю сумерки часто привлекали великого Исаака Левитана.  На выставке представлена его картина «Сумерки. Луна» (1899) – замечательный образец зрелого творчества самого крупного русского мастера «пейзажа настроения».    

В заключительном разделе представлены произведения с изображением стихии воды. Мощь морских волн живописует Николай Дубовской на картине «Прибой» (1898), Александр Гине изображает разгул стихии на побережье острова Валаама, северная природа которого вдохновляла многих пейзажистов XIX-XX веков. 

Музей изобразительных искусств,

пл. Ленина,2

Выходной-вторник

Тел. для справок +7(8182) 65-35-34, 65-36-16



Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений