Круглый стол, посвященный реставрации и исследованию иконы «Троица Ветхозаветная» (около 1538 года)
посмотреть все новости




21 января 2015 года в Москве во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ) прошел круглый стол, посвященный реставрации и исследованию иконы «Троица Ветхозаветная» (около 1538 года) из фондов Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

В мероприятии приняли участие ведущие реставраторы и искусствоведы ВХНРЦ, Государственного института искусствознания, Государственной Третьяковской галереи. На круглом столе присутствовал настоятель Антониево-Сийского монастыря игумен Варлаам. С докладами выступили реставратор высшей категории ВХНРЦ, Т.А. Милова, заведующая отделом древнерусского искусства ГМО «Художественная культура Русского Севера» Т.М. Кольцова и старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного института искусствознания А.С. Преображенский.

Сюжет икон Ветхозаветной Троицы, особо почитавшихся на Руси, основан на тексте Книги Бытия (Быт. 18, 1–8). Праотцу Аврааму было предсказано, что от него произойдет великий народ. Однако время шло, а брак Авраама оставался бездетным, его жена Сарра не рожала детей. Однажды столетнему старцу Аврааму, сидевшему перед своим шатром у Мамврийского дуба, явились три странника. Авраам и Сарра оказали им гостеприимство. Хозяин велел Сарре замесить тесто на хлеб из самой лучшей муки, приказал заколоть теленка, взял масла и молока и поставил перед пришедшими. За трапезой один из странников сказал Сарре, что она скоро родит сына Иакова, и предсказание сбылось. Авраам стал родоначальником целого народа. По богословским толкованиям, связывающим ветхозаветные события с новозаветными, под этими странниками, изображенными в виде ангелов, следует понимать три лица Троицы: Бог Отец, Бог Сын, и Бог Святой Дух.

На иконе изображены три ангела, восседающие за столом. Крылья среднего ангела подняты вверх. Позади фигур ангелов изображена палата, изображающая шатер Авраама, горки и Мамврийский дуб.  На столе перед ангелами стоят три чаши, считающиеся символами Евхаристии (греч. Ευχαριστία (Eucharistia) — благодарение), главного христианского таинства. В нижней части – сцена «Заклание тельца», которая знаменует собою крестную смерть Спасителя, а принесение тельца является прообразом Таинства Евхаристии. По сторонам – изображения Авраама и Сарры.

Икона считалась чудотворным образом Антониево-Сийского монастыря, основанного в 1520 году в устье Северной Двины, недалеко от Белого моря. Первая деревянная церковь монастыря была посвящена Святой Троице. Основатель обители, преподобный Антоний Сийский, поручил иконописцу написать первый храмовый образ Троицы. Известно, что святой помогал ему, поскольку сам занимался иконописью в юности. Существует версия, что икону написал сам преподобный Антоний Сийский. Первый Троицкий храм монастыря сгорел, но образ Святой Троицы чудом спасся от пожара, «самошественно никем же носим изыде из пламени невредим и среди монастыря ста». От этого образа явилось много чудес. Люди обращались к нему за исцелением и получали его. Икона была поставлена на раке преподобного Антония Сийского, установленной над его мощами. Она была украшена драгоценным окладом, который не сохранился. После закрытия монастыря в 1921 году икона хранилась в музее г. Архангельска.

Икона возвратится в Архангельск осенью этого года. Сийскому монастырю подарен список иконы, сделанный художником-реставратором высшей категории ВХНРЦ М.В. Наумовой.



Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений