«Русский авангард». Художественное объединение «Бубновый валет». 1910-1920-е
посмотреть все выставки 12 июня - 12 октября 2025


  • «Русский авангард». Художественное объединение «Бубновый валет». 1910-1920-е
Усадебный дом Е.К. Плотниковой
г. Архангельск, ул. Поморская,1

О выставке

wk-vn6aieja 1hlisikbi5u
wk-vn6aieja f5idy89hgj0
gwnrnmd7zg8 xlzjoocvmvu
 

Фотограф: Любовь Смирнова

 

Живопись русских художников первой трети XX века из собрания Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск) и Государственной Третьяковской галереи (Москва).

Музейное объединение обладает уникальной коллекцией живописи и графики русского авангарда: большая ее часть находится в запасниках музея, отдельные работы – в постоянной экспозиции «Русское классическое искусство XVIII – начала XX века», другие периодически экспонируются на тематических выставках.

Тесное сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей позволило представить в музейных залах Усадебного дома Е.К. Плотниковой небольшую выставку русских авангардистов, включающую в себя три масштабных полотна кисти Аристарха Лентулова из Третьяковской галереи и более десятка живописных изображений из собственной коллекции музея. На время работы выставки впервые обновлено содержание  зала, представляющего художественные группировки и художников-экспериментаторов начала XX века, в постоянной экспозиции «Русское классическое искусство». Теперь здесь среди ранее представленных работ Роберта Фалька можно увидеть его «Автопортрет», написанный в Париже в 1930-е годы. Участвовавшая в выставках «Бубнового валета», редко выставляемая  художница Надежда Удальцова представлена изысканным  «Натюрмортом с лимоном». Привлечет внимание зрителей и выразительный кубофутуристический портрет Александра Замошкина, учившегося у Аристарха Лентулова. Работа «Распыление цвета» Ольги Розановой, за последние годы показанная не раз на многих российских выставках в столичных музеях, наконец, вновь демонстрируется архангельскому зрителю.

Под термином «авангард» обычно подразумевают новаторские художественные течения начала XX века, отличительной особенностью которых был отказ от классических норм и принципов искусства. Одним из самых ярких и значительных художественных объединений русского авангарда стало общество «Бубновый валет», толчком для создания которого послужила одноименная выставка, открывшаяся в Москве в декабре 1910 года. Название для нее было выбрано не случайно. Новое искусство требовало нового поведения – вызывающего, эпатажного, а выражение «бубновый валет» в то время прочно ассоциировалось с игральной картой, обозначавшей мошенника или плута, и  каторжниками, носившими на спине одежд черный ромб. Само название объединения делало художников бунтарями.

Среди учредителей и активных участников общества были Петр Кончаловский, Илья Машков, Александр Куприн, Василий Рождественский, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, братья Бурлюки и другие художники. Состав его периодически менялся: одни покидали общество из-за расхождения во взглядах, другие присоединялись, третьи оставались лишь участниками выставок. В 1917 году председателем «валетов» стал Казимир Малевич, в этом же году состоялась последняя выставка объединения, в которой уже не принимал участия ни один из его основателей.

«Бубновалетовцы» отвергали каноны академического искусства и старались уйти от сложных эстетических и философских программ, выбирая для экспериментов в основном натюрморты. Они черпали вдохновение в народном и декоративно-прикладном искусстве: русском лубке, ярмарочных вывесках, росписях; ориентировались также и на творчество Поля Сезанна, и на новейшую французскую живопись, по-своему перерабатывая достижения кубизма и фовизма.

Центральное место на выставке занимают работы Аристарха Лентулова. Здесь и произведения «бубновалетовского» периода, такие как «Женщина под зонтом» (1910), «Нижний Новгород» (ГТГ, 1915), и более поздние пейзажи.

В конце 1910-х – начале 1920-х годов продолжают придерживаться традиций «Бубнового валета» Александр Куприн и Петр Кончаловский, соблюдая в своих натюрмортах строгую конструктивность рисунка, сохраняя интерес к ритмической композиции и эмоциональной выразительности цвета.

Интересны работы и других художников-экспериментаторов первой трети XX века, творивших вне рамок «Бубнового валета». Это Анна Зельманова, участница объединения «Союз молодежи», сплотившего художников и поэтов-футуристов, пробовавшая себя не только в живописи, но и в графике; это Аделаида Бенинг и ее портреты и натюрморты в «кубистическом» стиле; это Александр Древин – один из лидеров русского авангарда 1910-1920-х годов, замечательный рисовальщик, в живописи интересовавшийся, прежде всего, такими проблемами, как фактура и цвет; и другие мастера.

Выставка представляет работы как самых ярких представителей русской художественной жизни 1910-1920-х годов, так и малоизвестных художников этого времени. Их эксперименты с формой, фактурой, цветом и смыслом разрушали классические каноны и открывали новые горизонты в искусстве.

«Русский авангард» - это не путешествие в прошлое, это взгляд в будущее, появившийся благодаря смелости художников-новаторов.

 

Усадебный дом Е.К. Плотниковой,

ул. Поморская, 1.

(8182) 20-07-86.

Образовательная программа

ЭКСКУРСИИ




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений