Пряничный Север. Архангельская козуля и авторский пряник
посмотреть все выставки 29 ноября 2021 - 27 февраля 2022


  • Пряничный Север. Архангельская козуля и авторский пряник
Музей художника и сказочника С.Г. Писахова
г. Архангельск, ул. Поморская, 10

О выставке

jo4px3vkx4q_1 jkff8ayhfs0
latzsofcs3s 40dh5ywpjkk
p5bgdhj50wg 9glxxye0bmw
la1qadxdbhe cxojky4wi50
acf3pjbj5oi ynij9yacqnu
 

Фотограф: Любовь Смирнова

Архангельская козуля – явление уникальное. Издревле по всему Северу существовала традиция печь ржаное печение в виде козочек, лошадок, петухов, оленей, как символ плодородия, достатка и благополучия. На основе художественной переработки обрядового печения севера и европейского рождественского пряника середине XIX века в Архангельске сложился зимний (в преддверии Рождества и Нового года) козульный промысел. Под влиянием городской среды сложился новый круг тем, появились городские мотивы: барышни, Дед Мороз, цветы в вазоне, балерины, рождественская звезда. Разнообразные по форме, украшенные бело-розовой сахарной глазурью по темно-коричневому фону, пряники привлекали внимание не только горожан и гостей города, но и художников, искусствоведов, ученых.

В декабре 1976 года, впервые в истории козульного промысла, в Архангельском музее изобразительных искусств была открыта выставка пряников «Северные козули». Двадцать три козульщицы представили свои пряники, созданные и расписанные по-старинному. Такие козули делали их матери и бабушки в конце ХIХ – начале ХХ века. Выставки северного пряника стали новогодней традицией музея и до сих пор пользуются популярностью у горожан и гостей города. Для многих архангелогородцев музейные выставки послужили поводом заняться пряничным творчеством. Можно сказать, что выставки вернули жизнь и былую славу архангельским пряникам.

Выставка этого года вновь открылась в Музее художника и сказочника С.Г. Писахова. Степан Григорьевич – путешественник, этнограф и краевед, большой знаток Севера – уделял огромное внимание сохранению старинного архангельского промысла – козуле. Он состоял в переписке с Н.Д. Виноградовым и пополнил его коллекцию обрядового печения и пряника, которая позднее была передана в Российский этнографический музей, поддерживал мастеров в советское время, его очерк «О козулях» по сей день публикуется и цитируется исследователями.

Произведения мастеров пряничного дела в этом году представлены под общим названием «Пряничный Север». Города, деревни, мосты и корабли, северные промыслы и детские забавы раскинулись на подиуме около 6 кв.м, над которыми летит на воздушном шаре Степан Писахов. Рождественский вертеп, нарядная и «вкусная» ёлка,  традиционные пряники и формы, рабочий стол мастера – наглядно рассказывают об истории и технологии рождественской козули.

В выставке приняли участие около 30 мастеров из Архангельска, Северодвинска. Среди них ведущие мастера, которые в промысле уже более 20 лет – Татьяна Алексеевна Онучина, Наталья Яковлевна Матонина, Вадим Николаевич Рыкалов, Любовь Леонидовна Быкова. Своим мастерством делятся и совсем молодые мастера и участники, для которых это первая-вторая выставка. Отрадно, что козульный промысел снова становится семейным делом. Семьи Малишава, Малаховых, Трескиных, Вешняковых, Мирошник, Матониных, Цыбун продолжают эту традицию в Архангельске.

Выставка открыта для посетителей с 29 ноября 2021 года по 27 февраля 2022 года. И она завершится традиционным благотворительным аукционом, средства от которого будут перечислены НКО «Мамина пристань» на нужды женщин с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

На протяжении всей работы выставки будут проходить творческие мастерские по росписи настоящих козуль для детей и взрослых, как для организованных групп, так и для одиночных посетителей.

Музей художника и сказочника С.Г. Писахова,

ул. Поморская, 10


Тел. для справок (8182) 21 05 54, (8182) 28 79 50

Обращаем ваше внимание на ограничительные меры, действующие на основании Указа Губернатора Архангельской области от 6 октября 2021 г. № 128-у «О внесении изменений в указ Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у».




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений