Постоянная экспозиция «Русское классическое искусство XVIII – начала XX вв.»
посмотреть все выставки постоянная экспозиция


  • Постоянная экспозиция «Русское классическое искусство XVIII – начала XX вв.»
Усадебный дом Е.К. Плотниковой
г. Архангельск, ул. Поморская,1
На выставку действуют льготы
подробнее
(8182) 20 07 86, 20 07 95

О выставке

25 июня 2010 года Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» открыло новую экспозицию русского искусства XVIII – начала XX вв. в помещениях отреставрированного дома купеческой усадьбы Е.К.Плотниковой. Картины русских художников разместились в анфиладе залов с паркетными полами, изразцовыми печами, расписными потолками и лепными крашениями. Ранее, с 1975 по 2009 годы, экспозиция русского искусства располагалась в одном из залов Музея изобразительных искусств.

Постоянная экспозиция «Русское классическое искусство XVIII – начала XX вв.» разместилась в 17 залах.

Зал, которым открывается музейная экспозиция, посвящен историческим лицам. Тема была продиктована наличием в собрании редкой для сегодняшнего дня династической серии портретов первых Романовых – царей Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Михаила Фёдоровича и других.

Зал «Иерархи русской церкви» является в какой-то степени продолжением портретной галереи Романовых. Редким образцом русского портретного искусства рубежа XVII-XVIIIвв. является портрет архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (1641 – 1702). Портрет особенно ценен тем, что Двинская летопись сохранила сведения об истории его создания.

Зал «Портрет XVIII века» представляет портреты неизвестных художников схиномонахини Нектарии (1770-е) и княгини Голицыной с сыном (конец 1760-х), живописные полотна Ф.С. Рокотова и В.Л. Боровиковского, др.

В Белом зале с красивым паркетом и печными изразцами товарищества

М.С. Кузнецова, собирались когда-то купцы и знатные люди Архангельска. Теперь в этом зале музейные шедевры – портреты Карла Брюллова, Алексея Венецианова, Василия Тропинина. На торцевой стене портрет Екатерины IIкисти И.Б.Лампи (1751 – 1830), известного в Европе немецкого портретиста.

В зале «Академии художеств» представлены все жанры, в которых работали ученики Академии. Особый интерес представляют несколько картин – «Изведение Петра из темницы» Е.М. Корнеева (1782-1839), «Подача милостыни» Т.Е. Мягкова. С Академией Художеств связано и творчество И.К. Айвазовского. Музей обладает его ранней работой «Южная ночь. Крым», когда художника привлекали картины спокойного состояния моря в момент рассвета или заката. Историческая живопись считалась важнейшей среди академических жанров. В зале представлено полотно С. Хлебовского «Смерть принца Оранского» (1835-1884).

Портрет середины XIX века представлен в следующем зале картинами С.К. Зарянко, И.А. Тюрина, Г.И. Яковлева, К.И.Лаша, М. Зеленцова, Р.К. Шведе, И.К. Макарова и др.

Работы замечательных мастеров акварельной живописи П.Ф. Соколова, А.П. Брюллова, В.И. Гау, создавшие обширную портретную галерею пушкинской поры представлены в зале акварельного портрета. Достопримечательностью этого зала являются и акварели, запечатлевшие виды старого Архангельска. Автор рисунков – воспитанник Института корпуса путей сообщения, подполковник, помощник директора училища топографов В.Е. Галямин (1794-1855).

Эпоха критического реализма представлена полотнами Л.И. Соломаткина,

А.А. Попова, Н.В. Неврева, А.К. Саврасова, И.Н. Крамского, К.В. Лемоха, Ф.С. Журавлёва в залах «Святые шестидесятые» и «Крестьянские образы в творчестве передвижников».

Академическому искусству второй половины XIX века посвящён ещё один зал, в котором разместились картины выпускников Академии художеств, связанные с библейскими сюжетами.

Пейзаж второй половины XIX века, жанровая живопись передвижников и историческая живопись XIX века представлены в следующих трёх залах. Полотна

И. Шишкина, В. Поленова, И. Левитана, В.Е. и К.Е. Маковских, М. Нестерова,

А. Васнецова, В. Сурикова, К. Рябушкина, Е. Лансере и др.

Залы первого этажа посвящены искусству начала XX века – поздние передвижники, «Союз русских художников», «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет». Каждая художественная группировка представлена известными именами. Открывает эти залы картина, с которой, по существу, начиналась история музея: «Ответа жду» М.Ф. Иванова (1869-1930).

Рубеж XIX –XX веков был временем художественного освоения Севера. «Открыли» его В. Серов и К. Коровин во время своего путешествия в 1894 году по Архангельской губернии и Мурманскому побережью. Архангельский музей поставил перед собой задачу собрать работы художников, творчество которых связано с Севером.

Русский Север в экспозиции представлен в творчестве К. Коровина, В. Серова,

П. Кончаловского, В. Переплётчикова, В. Верещагина, Б. Кустодиева и др. известных русских художников.

Усадебный дом Е.К. Плотниковой

ул. Поморская,1 (вход со стороны музейного дворика)

Тел. для справок +7(8182) 20-07-86, 20-07-95

При посещении музея наличие средств индивидуальной защиты (защитной маски) ОБЯЗАТЕЛЬНО, также приветствуется бесконтактная форма оплаты (терминал).

Количество посетителей залов ограничено до особых распоряжений.

Давайте соблюдать расстояние между друг другом, но сокращать дистанцию с искусством!

Льготы при посещении выставки:




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений