Роспись и резьба по дереву
посмотреть все коллекции


Роспись и резьба по дереву

Экспонаты

Северорусские крестьянские росписи – один из самых молодых видов народного искусства. Становление этого вида как самостоятельного в крестьянском искусстве относят к середине XVIII – началу XIX века. В этот период на Русском Севере сформировались два типа росписей: свободно-кистевые и графические.
Свободно-кистевые росписи были распространены в верховьях Северной Двины в бассейнах рек Кокшеньга, Вага и на северо-западе— в бассейне реки Онеги и Онежского озера. Все свободно-кистевые росписи объединяет практически единственный мотив — различные варианты цветов, наносившихся масляными красками по масляному фону. На формирование этого типа росписей оказали влияние художественные традиции городской и профессиональной культуры, барочные и ампирные мотивы, которые были трансформированы и переработаны крестьянскими художниками. Чаще всего свободно-кистевой росписью украшали прялки, свесы кровли и фасады жилища, перегородки и двери в интерьере избы, мебель, сундуки, дуги, сани. Цветочный мотив, характерный для этого типа росписи включен в самые различные композиционные схемы, такие как изображение цветка розы, красной или белой; изображение тюльпана. В северной росписи он приобретает формы близкие к цветку древнерусского орнамента – крину.
Широкое распространение получил также мотив цветущего «древа», которое постепенно превратилось в пышный вазон или букет.
В северо-восточных районах Архангельского Севера — бассейнах рек Северной Двины, Пинеги, Мезени и Печоры были распространены графические росписи различного происхождения, не имеющие стилевой монолитности, характерной для свободно-кистевых росписей. Узор или орнамент в графических росписях наносились на изделие с помощью пера и кисти.
Центры графических росписей: Борок – борецкая роспись, Пучуга — пучужская, Верхняя Тойма — тоемская, Ракулка — ракульская, Пермогорье — пермогорская. Все они располагались в бассейне реки Северной Двины.
Мезенская роспись сформировалась в бассейне реки Мезени, селе Палащелье. В графических росписях присутствуют сюжетные мотивы: сцены чаепития, «катания на лошадях», стада бегущих коней или оленей. Графические росписи применяли в основном для украшения прялок.

Резьба по дереву.

На территории Русского Севера существовали несколько центров резьбы. Резьбой украшали элементы жилища – подзоры, оконные наличники, убранства крылец, перегородки и двери в интерьере избы, мебель, дуги, сани, посуду и другие предметы быта. Но нигде так не проявилось художественное творчество русского крестьянина, как в украшении русской прялки: «прялица», «прялица-кокорица» – так ее ласково называют на севере. Резные прялки широко были распространены в Поморье и Каргополье.

Поморские прялки по конструкции составные, имеют три отдельно вырезанные части: донце, ножку и лопаску. Небольшое и узкое донце имеет плоскую листовидную форму; ножка в виде точеной колонны бусообразного строения. Лопаска этого типа прялок узкая, в верхней части имеет некоторое расширение и заканчивается треугольником, фронтоном или нечетным количеством зубцов (три или пять). Типичным декором лопаски является трехгранно-выемчатая резьба, орнамент – геометрический, главным мотивом является круг-розетка, полукруг. Более поздние прялки этого типа, середины XIX – начала ХХ века имеют более сложные геометрические узоры - вихревые розетки, стрельчатые мотивы. Особенно динамичным является завершение прялки, оно становится более вытянутым, «устремленным» вверх.

Прялки Олонецкой губернии (Каргополья) по своим конструктивным и декоративным особенностям относят к вологодскому типу прялок. Вся художественная конструкция этого типа прялки построена на преобладающем значении высокой и широкой «лопаты» (лопаски), представляющей большую и выгодную площадь для резной декорации. Форма лопасти – прямоугольник, расширяющийся книзу. Верхняя горизонталь лопаски украшена рядом зубцов или «городков» стреловидной, ромбической или круглой формы.

По краям – вырезы для привязывания кудели из шерсти или льна. Ножка прялки в виде простого или фигурного невысокого столба, который под прямым углом плавно переходит в донце. Основным мотивом резного декора этого типа прялок являются круги-розетки.

В конце XIX – начале ХХ века резной декор постепенно вытесняет роспись. На некоторых прялках этого типа можно увидеть сочетание резьбы и росписи, это характерный признак перехода от резного декора прялок к расписному.

 

 




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений