Роспись и резьба по дереву
Экспонаты |
Северорусские крестьянские росписи – один из самых молодых видов народного искусства. Становление этого вида как самостоятельного в крестьянском искусстве относят к середине XVIII – началу XIX века. В этот период на Русском Севере сформировались два типа росписей: свободно-кистевые и графические. Резьба по дереву.На территории Русского Севера существовали несколько центров резьбы. Резьбой украшали элементы жилища – подзоры, оконные наличники, убранства крылец, перегородки и двери в интерьере избы, мебель, дуги, сани, посуду и другие предметы быта. Но нигде так не проявилось художественное творчество русского крестьянина, как в украшении русской прялки: «прялица», «прялица-кокорица» – так ее ласково называют на севере. Резные прялки широко были распространены в Поморье и Каргополье. Поморские прялки по конструкции составные, имеют три отдельно вырезанные части: донце, ножку и лопаску. Небольшое и узкое донце имеет плоскую листовидную форму; ножка в виде точеной колонны бусообразного строения. Лопаска этого типа прялок узкая, в верхней части имеет некоторое расширение и заканчивается треугольником, фронтоном или нечетным количеством зубцов (три или пять). Типичным декором лопаски является трехгранно-выемчатая резьба, орнамент – геометрический, главным мотивом является круг-розетка, полукруг. Более поздние прялки этого типа, середины XIX – начала ХХ века имеют более сложные геометрические узоры - вихревые розетки, стрельчатые мотивы. Особенно динамичным является завершение прялки, оно становится более вытянутым, «устремленным» вверх. Прялки Олонецкой губернии (Каргополья) по своим конструктивным и декоративным особенностям относят к вологодскому типу прялок. Вся художественная конструкция этого типа прялки построена на преобладающем значении высокой и широкой «лопаты» (лопаски), представляющей большую и выгодную площадь для резной декорации. Форма лопасти – прямоугольник, расширяющийся книзу. Верхняя горизонталь лопаски украшена рядом зубцов или «городков» стреловидной, ромбической или круглой формы. По краям – вырезы для привязывания кудели из шерсти или льна. Ножка прялки в виде простого или фигурного невысокого столба, который под прямым углом плавно переходит в донце. Основным мотивом резного декора этого типа прялок являются круги-розетки. В конце XIX – начале ХХ века резной декор постепенно вытесняет роспись. На некоторых прялках этого типа можно увидеть сочетание резьбы и росписи, это характерный признак перехода от резного декора прялок к расписному.
|