Экспонаты
|
Собрание Архангельского музея изобразительных искусств (с 1994 года – ГМО «Художественная культура Русского Севера») располагает уникальными коллекциями старейших художников Севера – Александра Алексеевича Борисова (1866–1934), Степана Григорьевича Писахова (1879–1960) и ненецкого художника Ильи Константиновича Вылки, Тыко Вылки (1886 – 1960). Творческое лицо Александра Борисова и Степана Писахова сложилось задолго до 1930-х г.г., времени, когда в Архангельске шел активный процесс утверждения советского изобразительного искусства. Получив хорошее художественное образование в Петербурге, они плодотворно работали в жанре северного пейзажа и еще до революции имели успех и признание. Творческое вдохновение оба художника черпали в суровых и дивных краях беломорского Севера, арктического Заполярья. Круг их излюбленных мотивов невелик, но при этом - сколько вариаций цвета, композиций, настроения! Каждый из них сумел показать миру особый, неповторимый Север, величественный и суровый – у Борисова, нежный и хрупкий – у Писахова. Коллекция произведений Александр Алексеевич Борисова, ученика И.И. Шишкина и А.И. Куинджи, включает более 400 работ. Он первый в мире с кистью и палитрой работал в сложнейших условиях Заполярья. Почти все произведения, с которыми Борисов в начале XX века с триумфом проехал по многим крупным городам Европы, хранятся сейчас в Архангельске. Его картины являлись ценнейшим материалом для многих зарубежных исследователей Арктики. П.М. Третьяков увидел в нем национального русского художника, отразившего в своих полотнах северные окраины России, и приобрел свыше шестидесяти работ, запечатлевших «страну вечного льда». Коллекция произведений А.А.Борисова включает в себя в основном этюды: «Этюд с избушками», «Карское море. Вид Новой Земли», «Судно во льдах (Яхта “Мечта")», «Лунная ночь. Медведь на охоте» и другие. Написанные по свежему впечатлению и сохранившие всю прелесть живой природы, они перерастают рамки жанра этюда. По своему эпическому размаху, широкому обобщенному видению, продуманности композиции они воспринимаются как вполне завершенные произведения. Борисов проявил себя и тонким колористом, передавшим причудливую игру света на льдинах в солнечный день. Цветовые контрасты, характерные для ряда полотен, выдают в нем ученика А.Куинджи. Степан Григорьевич Писахов, вся жизнь которого была связана с Архангельском, известен больше как автор удивительных сказок, написанных сочным и колоритным языком. Но Север нашел в нем и тонкого художника, искренне и правдиво поведавшего о своеобразной красоте этих мест. Силуэты тонких стройных сосенок, одиноко стоящих на прибрежных скалах, стали излюбленной темой полотен художника. Проникновенным лиризмом наполнены уголки северной природы, запечатленные то в белую ночь, то в зимнее ненастье. Может быть, именно оттого, что Писахов так часто повторял один и тот же мотив в разное время года, в разное время суток, в разные годы жизни, он и сумел создать тот присущий только ему образ. «Писаховские сосенки» стали отличительной чертой его творчества, «фирменным знаком», говоря современным языком. При упоминании имени художника тут же в сознании и памяти возникают тонкие деревца на прибрежных скалах. Фантазия художника порой подсказывала ему причудливые сказочные образы. Так было в юные 1910-е годы, когда он выступил со своими «Снами». Их немного. Написанные акварелью и масляными красками, они завораживают деревянными церковками, «путь к которым потерян». Творчество ненецкого художника–самоучки Ильи Константиновича Вылки (Тыко Вылка) стоит особняком от общих тенденций развития изобразительного искусства, оно самобытно и неповторимо. В первую очередь он был известен как проводник и участник полярных экспедиций, как выдающийся общественный деятель, более тридцати лет возглавлявший Новоземельский островной Совет, как просветитель ненецкого народа. И лишь со временем был по достоинству оценен его талант художника. Работы Тыко Вылки 20–40-х г.г., за небольшим исключением, не дошли до нас, хотя он не только писал и рисовал, но и участвовал в выставках. Сегодня известны главным образом те работы, которые создавались в последние годы жизни художника, проведенные им в Архангельске. В этих работах, представленных в основном в собрании нашего музея, прослеживается некое объединяющее их качество. Пожалуй, его можно определить как ностальгию по родине и стремление через свои картины и рисунки поделиться воспоминаниями, познакомить зрителей с Новой Землей, передать собственное любовное и благоговейное отношение к ней. В сущности, она всегда была и осталась единственной темой художника. А Новая Земля, как ее писал по памяти Тыко Вылка, предстает перед нами прекрасным островом, богатым зверем и рыбой, где на просторе живут меткие охотники, удачливые рыбаки, где много всяческих красот и нет места бедам и страданиям. Щедро делясь со зрителями бесчисленными достоинствами острова, Тыко Вылка старательно и вдохновенно перечисляет их: любовно пишет цветущий берег Карской стороны, белых медведей, моржа на льдине, пушистых ненецких лаек. («Карская сторона», «Мыс Дровяной», «На промысле за тюленем»). Произведения И.К. Вылки, которые сегодня хранятся в Архангельском музее изобразительных искусств, позволяют делать вывод о нем как незаурядном художнике, творчество которого должно занять подобающее место среди художников «наивного искусства». Так или иначе, коллекция картин и рисунков Тыко Вылки – одно из главных украшений музея и та ценность, которой Архангельск должен гордиться. |