Экспонаты
|
Коллекция искусства ХХ–XXI вв. Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» насчитывает около трех с половиной тысяч произведений. Музей по праву гордится своей коллекцией русского авангарда. Особый интерес представляют «Натюрморт с балалайкой» (1920) П.Е.Соколова и «Женский портрет» (1920) А.И.Замошкина, которые можно отнести к кубо-футуристическим экспериментам художников русского авангарда 1910–1920-х годов. Редкой работой «Композиция. Распыление цвета» (1917?) представлена одна из «амазонок русского авангарда» О.В.Розанова. Творчество художников-бубновалетовцев представлено холстами П.П.Кончаловского и А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька и А.В.Куприна. Многосторонне представлено искусство первых десятилетий после Октябрьской революции. Ассоциация художников революционной России (АХРР) представлена в коллекции крупнейшими именами: Г.Г.Ряжский, Ф.С. Богородский, С.В. Малютин и др. Подлинной находкой в собирательской деятельности было приобретение работ художников-остовцев: «Италия» (1929-1932) Ю.И.Пименова и «Девочка с цветком» (1924) А.Д.Гончарова. Среди произведений 1930-х годов несомненный интерес представляет «Портрет Е.П.Самохваловой» (1930), написанный известным советским художником А.Н.Самохваловым. Художественным портретом времени можно назвать и работу С.Я.Адливанкина «Русаковский трамвай» (1928). Характеристика коллекции искусства 1920-х–1930-х годов была бы неполной без упоминания таких имен, как А.В.Шевченко «Рыбачки» (1930-1932), А.Н.Волкова - «Кузница» (1929) и «Полдень в Шахимардане» (1933). После ряда персональных выставок, прошедших в 1970-х годах, вернулись к зрителю имена таких незаслуженно забытых художников как Т.Б.Александрова, Р.Н.Барто, Е.М.Бебутова, Б.А.Голополосов, А.И.Морозов, О.А.Соколова, А.Ф.Софронова, Б.А.Рыбченков и многие другие. С начала 1980-х годов коллекция музея стала активно пополняться произведениями ленинградских художников 1920–1930-х годов. В Ленинграде в те годы были созданы свои художественные объединения: «Круг художников», МАИ (мастера аналитического искусства) и др. Замечательным приобретением стала картина Т.Н.Глебовой, ученицы П.Н. Филонова, «Композиция. Портрет органиста Браудо» (1930). Основные направления художественного творчества 1960-х годов представлены главным образом работами московских художников - Н.И.Андронова «Куйбышевская ГЭС» (1957), П.П.Оссовского «Три поколения» (1959) и др. Одновременно продолжала развиваться живопись мастеров старшего поколения. Ю.И.Пименов известен как создатель глубокого лирического образа современного города и его людей. Раздел искусства последней четверти ХХ века наиболее обширен, содержит работы многих ведущих художников. Признанными мастерами деревенской темы, продолжающими традиции «Союза русских художников», являются братья С.П. и А.П.Ткачевы. Давно завоевало широкое общественное признание творчество Д.Д.Жилинского. «Автопортрет с матерью. Зима на юге» (1974) – одна из лучших работ мастера в жанре портрета. На традиции реалистической портретной живописи опираются в своем творчестве и художники более молодого поколения: Е.Б.Романова «Портрет московский художницы Галины Синяк» (1974) и О.П. Филатчев «Портрет жены с дочерью» (1976). Широкий диапазон поисков новых средств выразительности предстает в работах молодых московских художников в семидесятые годы. Декоративизм, откровенная театрализация образа присущи картинам А.Г.Ситникова. Ирония, гротеск отличают работы Н.И.Нестеровой. Творчество нового поколения художников андеграунда связано с именем московского художника Э.М.Белютина. Переданная в дар музею картина Элия Белютина «Модуль мужчины» (1986) – яркий пример современного авангарда. Творчество художников Санкт–Петербурга представлено многими именами. Один из ведущих художников 1960–1970-х годов – Е.Е.Моисеенко. Центральной темой его творчества являлась тема гражданской войны, романтика борьбы за новую жизнь. Музею принадлежит картина «Нас водила молодость...» (1972-1975) из этого цикла, а также несколько портретов и натюрмортов. В 2000-х годах музей получил в дар большую коллекцию Ольги и Александра Флоренских, связанных с известной группой «Митьки». Одним из источников комплектования коллекции являются и персональные выставки современных художников. Так на протяжении последнего десятилетия в Архангельске были организованы интереснейшие выставки петербургских художников: В.Н.Вальрана, И.М.Бирули, Е.А.Гриценко, А.Н.Гостинцева. В результате музей получил в дар произведения этих художников. Коллекция XX–начала XXI вв.– наиболее развивающаяся часть музейного собрания. Она постоянно растет и пополняется работами художников разных поколений, от 1920-x годов до сегодняшнего времени, тем самым полнее и шире становится взгляд на развитие русского искусства XX–начала XXI вв. |