Выставка «Архангельские художники–фронтовики. Дмитрий Свешников (1912– 1997)». К 75-летию Великой Победы
посмотреть все выставки


Выставка «Архангельские художники–фронтовики. Дмитрий Свешников (1912– 1997)». К 75-летию Великой Победы

Экспонаты

К 75-летию Великой Победы представляем цикл виртуальных выставок, рассказывающих об архангельских художниках-фронтовиках, об их военных биографиях.

С первых дней войны вместе со всем советским народом встали они на защиту родины. Из наиболее активных и известных архангельских художников воевали на фронтах Великой Отечественной Леонид Жигалов, Виктор Преображенский, Борис Лукошков, Иван Котов, Алексей Румянцев, Дмитрий Свешников, Евгений Хвиюзов, Александр Елфимов, Дмитрий Ширяев, Виктор Назаров, Михаил Мошков, Алексей Чаусов, Николай Гужов (трое последних не вернулись с полей сражений). Но многим из них посчастливилось остаться в живых, и после войны вернуться к главному делу своей жизни – творчеству.

Сегодня наш рассказ о Народном художнике РСФСР, Члене-корреспонденте Академии художеств СССР, Почетном гражданине города Нарьян-Мара – Дмитрии Константиновиче Свешникове (1912 – 1997).

Великую Отечественную войну Дмитрий Свешников встретил на Северном флоте, где он оказался еще в 1937 году, после окончания Ленинградского художественно-педагогического училища. В последний год учебы в училище прибыл режиссер театра Северного военного флота Б. Шойхет, который формировал состав Краснофлотского театра из призывников. В июне, после получения диплома Свешников и его сокурсник Баранов вместе с группой актеров театра Северного флота выехали в Мурманск,

а затем в Полярный. И с сентября 1937 года по 23 июня 1941 Дмитрий Константинович в качестве художника служил в театре Северного флота г. Полярного Мурманской области. За эти годы оформил несколько спектаклей, как по пьесам современных авторов, так и классиков: Ю. Свирина «Терентий Иванович», Ю. Германа «Сестры», М. Горького «На дне», А. Островского «Свои люди сочтемся» и «»Доходное место» и другие.

Всю войну, с 21 июня 1941 и до 9 мая 1945, художник оставался на Северном флоте. Имея к началу войны офицерское звание, он был переведен служить в штаб, в лабораторию корабельной маскировки. В 1942 учился на курсах маскировщиков в Баку. В 1943 при бомбардировке был ранен в левую половину лба надбровной дуги и часть лица, ранение затронуло глазную впадину. В январе 1944 был переведен в Беломорскую военную флотилию, а затем находился в штабе Печенгской военно-морской базы, в качестве флагманского маскировщика. Уже после победного мая 1945 был откомандирован во вновь открывшийся музей Северного флота, и до момента демобилизации, 12 июля 1946 года, работал в этом музее художником. Несмотря на условия военного времени, Свешников продолжал активно заниматься творческой работой: писал живописные этюды, картины. Знакомство в годы войны с известными советскими мастерами В. В. Крайневым, Г.Г. Нисским, В.Ф. Штранихом во многом определило дальнейший жизненный путь художника. Большое влияние на Свешникова также оказало и творческое общение с известным советским художником А.А. Пластовым.

В октябре 1943 года «…художники Архангельска, Мурманска и художники других городов, заброшенные событиями на Север и Северный флот, где их задачей был камуфляж боевых судов, устроили к 10-летию славного Северного флота совместную выставку своих произведений в Архангельске».

Дмитрий Константинович впервые показал в Архангельске ряд работ, прославляющих героизм и мужество советских моряков: «В тылу врага», «Разгром немецкого каравана советской авиацией», «Бой подводной лодки Героя Советского Союза Годжиева». К большому сожалению работ военного времени, сохранилось совсем немного, в основном это небольшие живописные и графические этюды.

Награждён орденом Красной звезды и медалями «За оборону Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945».

Закончилась война. В 1946 он вместе с женой приезжает в Архангельск, и этот город на Северной Двине стал для него родным. Как человек активной жизненной позиции, имеющий художественный опыт, он быстро влился в коллектив архангельских художников. Город возвращался к мирной жизни, возвращались с фронтов художники, вновь стали организовываться выставки, и Дмитрий Константинович Свешников стал одним из ярких участников не только местных, но и всероссийских и всесоюзных выставок.

Более пятидесяти лет творчества отдал Дмитрий Константинович Свешников Северу, Заполярью. Одним из первых советских художников, воспел он в своих картинах Крайний Север и людей, живущих и осваивающих этот суровый край. В историю советского изобразительного искусства Свешников вошел, как крупный, яркий и многогранный художник. Сюжетно-тематические картины, портреты современников, северные пейзажи – поистине всё было подвластно его таланту.

Но все-таки, в памяти многих он стался художником главной темы его жизни, которой отдал он свой талант и сердце гражданина. Тема эта – ненецкая земля и ненецкий народ. Встреча с тундрой была судьбоносной и в жизни, и в творчестве Свешникова. Однажды столкнувшись с тундрой, с живущим здесь ненецким народом, его культурой, бытом, образом жизни, он был навсегда покорен этим краем и стал поистине его летописцем.