Иван Котов. Судьба и творчество
посмотреть все выставки


Иван Котов. Судьба и творчество

Экспонаты

23 июля 2018 года известному северному художнику Ивану Семеновичу Котову исполнилось бы 95 лет. Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» представляет виртуальную выставку «Иван Котов. Судьба и творчество», приуроченную к этой юбилейной дате.

Художник  родился в средней полосе России, в Калужской области в селе Запрудном. Юность его прошла в Украине, городе Луганске (Ворошиловград).

В 1940 он поступил в Ивановское художественное училище, которое окончил уже после войны, в 1950 году. Биография Котова во многом схожа с биографией целого поколения художников, чья юность пришлась на суровое время войны, кто с первых дней ушел на фронт, прошел трудными военными дорогами полстраны и встретил Победу в 1945-ом.  

После окончания училища, в 1950-ом, он уезжает преподавать рисование в педагогическое училище в северный город Каргополь. «Я счастлив, - говорил Иван Семенович, - что после окончания училища Министерство просвещения направило меня на Север, на преподавательскую работу в Каргопольское педагогическое училище. Здесь я и понял, что без Севера мне уже не жить. Я заболел им неизлечимо и навсегда». Действительно, это событие сыграло судьбоносную роль в жизни Котова. Древняя земля Каргополья дала молодому художнику силу, здесь зародился его талант живописца, отсюда начался его долгий путь в искусстве.

В ранние годы творчества Котов  много пишет этюдов, которые по внутренней цельности, по тому, как полно в них отражено состояние данного момента в природе и даже по своей внешней завершенности являются вполне законченными картинами-миниатюрами. Это такие этюды как «Последний выгон» (1956), «Серебристый день», (1956),  «Последний снег» (1956).

 В 1957 году Котов переезжает в Архангельск.  В эти годы в творчестве Котова появляется тема, которая на долгие годы определит его творческое лицо. Это тема белых ночей, являющихся  чудом северной природы. Картина «Встреча белых ночей» является одной из лучших, созданных в этот период.                                                                                                  Продолжением темы можно считать и картину «Праздник песни», ставшую такой же известной. Он работал над ней в течение пяти лет, долго искал композиционное решение и даже менял название – в одном из вариантов картина называлась «Сельский праздник»  

Котов признанный пейзажист Севера, в то же время круг интересов этого большого мастера не исчерпывался только пейзажами северной природы. «Я себя никогда не сковывал пределами какой-либо одной картины в одном жанре, писал, что влекло, писал, как говорится, по велению души. Но, наверное, сама специфика работы над пейзажем мне очень помогла в работе над жанровой картиной и портретом». Портрет занимает серьезное место в творчестве Котова. В 1954 году он успешно выступил на выставке произведений художников Севера «Портретом колхозника Макарова» и «Портретом студентки». Уже в этих ранних работах показал себя крепким портретистом. Выразительны и самобытны портреты сельских жителей: доярок, телятниц, пастухов – людей простых, из глубинки, не избалованных судьбой. Подлинной удачей художника стал «Портрет помора Василия Голубина». Он вошел во все известные издания, экспонировался на многочисленных выставках, в том числе и на республиканской, 1965 года. Художнику удалось создать запоминающийся образ северного труженика – рыбака-помора, с сильным характером. Герой Котова предстает масштабно и значимо.

Нельзя не сказать еще об одной стороне творчества Ивана Котова. На протяжении многих лет он работал над историческими темами, которые стали частью жизни живописца. С середины 1960-х годов он работает над картинами «Хлеб фронту», «В освобожденный Ленинград». Как бывшему фронтовику, темы, соприкасавшиеся с военной историей, были особенно ему близки. Искренне волновала его и история края. Несколько лет было отдано работе над эпохальным полотном «Первый трактор», посвященным коллективизации на Севере.

В 1978 году по приглашению командующего Северным военно-морским флотом адмирала В. Н. Чернавина Котов  едет в Заполярье работать над военно-морской тематикой в связи с подготовкой к Всесоюзной выставке «Голубые дороги Родины». Встречи с моряками-североморцами подарили ему не только темы для картин, но и настоящую мужскую дружбу. Он возвращался из этих поездок оживленным, переполненным впечатлениями, именно тогда возник замысел написать серию картин «Земля Кольская». «Перед парадом» (1980), «Перед походом» (1980) «На вахте»(1981) – сами названия этих работ говорят о морских буднях и праздниках.

Иван Семенович Котов проработал в Архангельской организации Союза художников около тридцати лет. Часто бывает, что при жизни художника, мы не всегда в полной мере отдаем должное его творчеству. Иван Котов счастливое исключение – его хорошо знали и любили. Оценивая сейчас творческий путь Котова, видишь, насколько это был цельный и органичный художник. Свой путь в искусстве он нашел довольно рано и остался верен ему всю жизнь, у него не было погони за художественной модой, он не поддался соблазну изменить себе, найти для выражения своих чувств новые живописные приемы. С годами его палитра наполнялась сочностью, живопись становилась зрелой и выразительной. В наследство он оставил нам свой Север, любимый и прекрасный.