Редкая икона "Откровение апостола Иоанна Богослова" (Апокалипсис)
посмотреть все выставки




Экспонаты

22 июня – 25 августа 2017 года музей примет участие в выставке «Редкие варианты иконографии», которая посвящена  590-летию преподобного Кирилла Белозерского. Она будет экспонироваться в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Наш музей представит на выставку 24 иконы, ряд из которых  будет показан впервые после длительной реставрации. Среди них – редкий образ «Откровение апостола  Иоанна Богослова».

Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).  Две части
Конец ХVII – начало ХVIII века
Иконописная артель Холмогорского архиерейского дома
Поступила из Архангельского краеведческого музея
Реставраторы С.Н. Добрынин, Т.А. Милова  (Москва, ВХНРЦ,  2012 – 2013).

Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва — название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апока́липсис (απο — прочь и καλυψισ — покров, то есть снятие покрова или откровение). В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами, поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним конца света или катастрофы планетарного масштаба. Традиционная версия приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову. Откровение написано не позднее начала II века н.э. Благодаря своим видениям, Иоанн предсказал рождение антихриста, второе пришествие Иисуса Христа, конец света и Страшный суд. Откровения заканчиваются пророчеством о том, что тяжёлую борьбу увенчает победа Бога над дьяволом. Главное содержание Откровения Иоанна Богослова – в торжественной вести о воцарении  Иисуса Христа. Темные силы отчаянно пытаются перехватить инициативу и завладеть землей, но их постигает сокрушительное поражение.

Апокалипсис содержит двадцать две главы. На двух иконах представлены клейма, соответствующие следующим главам Апокалипсиса: 4, 15, 16, 19, 20, 21, 22. Перед нами две части, завершающие неизвестный комплекс икон. Авторские тексты на иконе сохранились фрагментарно. Ниже приводится их современный вариант Синодального перевода.

Клейма в строчном порядке:

1

И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков (Откр. 15: 5-7).  

2

Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его (Откр. 16:2).  

3

Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море (Откр. 16:3).

4

Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь (Откр. 16:4).

5

Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем (Откр. 16:8).

6

Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания ( Откр. 16:10).

7

И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков и полагают венцы свои перед престолом (Откр. 4: 9-10)

8

Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых (Откр. 19:7, 8).

9

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Он был облечен в одежду, обагренную кровью (Откр. 19: 11,13).

10

И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих (Откр. 19: 17, 18).

11

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,  низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время (Откр. 20:1-3).

12

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Откр. 20:4).

13

И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр. 21:2).

14

И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны (Откр. 21:5)

15

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой (Откр. 21:6).

16

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога (Откр. 21: 9, 10).

17

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов (Откр. 22: 1, 2).

18

Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться Ему (Откр. 22:8).

Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) (6,61Mb)