Выставочный проект «Евгений Чивиков. Рисовать Россию можно бесконечно...»
С 23 января 2025 года в Музее художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова открывается персональная выставка «Евгений Чивиков. Рисовать Россию можно бесконечно...».
Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» представляет выставку графических произведений московского художника Евгения Константиновича Чивикова (1946-2013) из собрания его жены Таины Николаевны Вербицкой. Имя этого художника не столь широко известно современным архангельским зрителям, а между тем существенная часть его творчества связана с Русским Севером. На выставке показаны пейзажи, созданные автором на Каргополье и Мезени, в Кириллове и Феропонтово, виды Соловков и Малых Корел.
Архитектор и художник Евгений Константинович Чивиков родился в Москве. Учился в двух художественных школах: общеобразовательной с художественным уклоном и вечерней художественной школе № 1. В 1964 году поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (МВХПУ им. Строганова) на факультет интерьера. В 1972 году поступил на вечерний факультет Московского Архитектурного Института (МАРХИ). Чивиков был опытным архитектором – практиком, он много проектировал и строил. Среди его работ интерьеры Театра оперы и балета в Красноярске (1978), Дворец спорта Динамо в Москве (1980), областная библиотека в Куйбышеве (ныне Самара, 1988).
Евгений Чивиков много путешествовал и рисовал: «С этюдником я не расстаюсь с 1964 года, и где бы я ни был, он всегда со мной». Художник был влюблен в атмосферу русских городов. Во время его паломнических поездок по России родилась летопись в рисунках, составленная очевидцем, который торопился запечатлеть не только бесконечное богатство человеческого таланта и разума, родную природу, но и уходящее в прошлое русское архитектурное наследие. Путевые зарисовки, сделанные остро заточенным карандашом, акварелью или изографом, необычайно метки. Каждый рисунок – это результат профессионализма автора, независимо от того, большой это этюд или маленький набросок, состоящий из нескольких линий.
«Когда говорят, что у нас всё плохо, я вспоминаю Русский Север и Москву, Питер, бесконечную, ещё совсем нетронутую Сибирь, старинные русские города и городки. Как же всё это бесконечно красиво! Рисовать Россию можно без конца. Не надо говорить о том, что у нас нет порядка. Это - особый, Божеский порядок. Это вечная красота, которой хватит на всех людей. Задача же художника - открыть глаза людям, радовать их». Для Чивикова безграничная любовь к России стала основным источником творчества. Примечательно, что его рожденного в большом городе, влекла глубинная Россия. Чуткое сердце художника спешило раскрыть перед зрителями прекрасное во всем, что нас окружает, прекрасное, которое зачастую скрыто от большинства.
Работы художника – это отражение постоянного творческого изучения натуры. Именно предпочтение рисования с натуры определило выбор техники: акварель, темпера, сепия, изограф – все эти материалы позволяют максимально быстро добиваться точного и безукоризненного результата. «Больше всего люблю рисовать зимой, когда всё стоит чистое и прозрачное. Когда акварель замерзает, рисую пастелью и сепией. Начинаю работу сепией и пастелью на морозе, в мастерской рисую небо и делаю основные цветовые заливки, а затем снова выезжаю на натуру и заканчиваю рисунок», – рассказывал о своей работе Е. Чивиков.
В своих архитектурных пейзажах Евгений Константинович очень чутко и верно передает нюансы смены времен года: потемневший снег или сочные цвета первой зелени помогают зрителю почувствовать наступающую весну, а оранжево-пурпурные всполохи в еще зеленых кронах деревьев навевают мысли о неизбежном приходе осенних холодов. «Очень хорошо рисовать поздней осенью или ранней весной, когда конструкция деревьев постепенно исчезает в дымке. Весной снег постепенно сходит – и вдруг метель! Начинают возникать планы: первый вполне конкретный, второй мягче, третий ещё нежнее. Четвёртый сливается с небом… И снова кружево деревьев на переднем чёрно-синем плане».
Архитектура, проступающая сквозь ветви деревьев, – основная тема творчества Евгения Чивикова. Деревья и здания в его архитектурных пейзажах не противостоят друг другу, а сливаются в единую многозвучную композицию – своими ветвями и стволами деревья подчёркивают детали и линии, помогая понять стройность архитектуры. «Сочетание чуда природы – деревьев – с чудом русской архитектуры. Что-либо другое мне рисовать просто не интересно», – говорил художник.
Огромный опыт художника и архитектора позволял Евгению Чивикову виртуозно владеть пространством картины. Художник работал над задуманной композицией листа без предварительных эскизов, представляя в своем воображении образ своей будущей картины во всех подробностях и деталях. В работах он был не чужд определенной доли фантазии, частично видоизменяя характер некоторых элементов или изображая архитектурный ансамбль с разных точек зрения одновременно: «Я не могу сказать в начале работы, что получится на листе, - композиция возникает в процессе размышлений. Я никогда не рисую то, что вижу в данный момент перед собой».
Выставка «Евгений Чивиков. Рисовать Россию можно бесконечно…» - это летопись в рисунках, составленная во время поездок по России мастером архитектурного пейзажа Евгением Константиновичем Чивиковым, который запечатлел в своих работах не только бесконечное богатство человеческого таланта и разума, родную природу, но и уходящее в прошлое русское архитектурное наследие.
Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова, ул. Поморская, 3.
Контактные телефоны: 8(8182) 20 56 47, 8(8182) 28 64 87