Ткачество и вышивка
посмотреть все коллекции




Экспонаты

Вышивка

Древнее русское название вышивки – шов. Шить – означало вышивать. На Русском Севере вышивка являлась областью чисто женского труда и творчества, для которого требовались несложные приспособления: ткань, нити, пяльцы, дорогими были только иглы.

Украшению текстильных бытовых предметов всегда уделялось главное внимание в крестьянской среде. Вышивка украшала русский традиционный праздничный костюм, включая: рубаху, сарафан, передник, головной убор, шейные и нагрудные украшения. В зависимости от назначения предмета, его формы, размера, материала менялись характер вышивки, ее композиция, техника. Праздничная женская рубаха украшалась нарядней, чем повседневная. Особым образом вышивали ворот, оплечья и подол рубахи. Это зависело также и от назначения предмета, например, рубаха – «покосница», которая предназначалась для покосных работ, отличалась широкой полосой вышивки по подолу, богатым орнаментом, цветовой гаммой. Ее надевали только в первый день покоса, который считался праздничным.

Вышивкой украшали и предметы домашнего обихода: полотенца, скатерти, подзоры простыней. Особая роль в домашнем быту уделялась полотенцу, оно имело не только чисто утилитарную функцию, но и участвовало в украшении дома. Существовали полотенца «наспичники», которые по праздникам развешивали в комнатах на специальные деревянные спицы в стенах жилища. Такие полотенца были длинными, с широкой каймой вышивки на концах. Определенные функции отводились полотенцу и в различных обрядово – ритуальных традициях русского народа: свадебной, похоронной, родильной, где орнамент вышивки имел свой сакральный смысл, образный язык.

Скатерти – «столешницы» использовали для украшения крестьянской трапезы. Их сшивали из двух домотканых полотнищ и украшали вышивкой по краям или по периметру, центральная часть скатерти обычно оставалась свободной. Нарядные скатерти специально вышивали к свадьбе и другим праздникам – к Пасхе, Рождеству (постилали под иконы).

Украшение подзоров простыней вышивкой - характерное явление для Северных губерний. Простыни с подзором были далеко не в каждой крестьянской семье, а только в богатых, их использовали в большие праздники — на Рождество, Крещенье, Пасху, Троицу.

Ткачество

На Русском Севере были известны и развиты многие виды ткачества: браное ткачество (одноуточное и двухуточное), ремизное, пестрядинное, закладное и ажурное.

Браное ткачество — древняя техника и на Русском Севере имела очень широкое распространение, особенно в центральных и восточных районах, эта техника вытеснила во многих регионах вышивку, так как браным узором на ткацком станке - “кросне” гораздо быстрее можно было украшать детали одежды и предметы быта — скатерти, полотенца. Браный узор полностью заменил счетную технику вышивки “набор”.

Ремизное ткачество — с помощью этой вида ткачества получались очень красивые узоры с рельефом, особенно популярным на севере был “пешечный узор” — с выпуклым рельефом в виде квадратиков, расположенных в порядке шахматной доски (“пешечном” - от слова пешка) — изображение.

Пестрядь (так называют ткань в клетку или полоску) — простейший по технике вид ткачества, эта техника была распространена по всей территории северного края. Из пестряди шили женские и мужские рубахи, сарафаны — нарядные и повседневные, юбки, платья. Пестрядинное домотканое полотно использовали и на скатерти, и на полотенца, украшая концы браным узором.

Закладное ткачество — не характерно для северного тканья, но использовалось при ткачестве поясов, полотенец.

Ажурное ткачество — было распространено в районах заселения Русского Севера новгородцами.

Распространение того или иного вида ткачества на территории Русского Севера имеет свои локальные черты, в самом общем виде можно выделить несколько таких регионов: ткачество северо-восточных регионов: Поморье, Пинега, Мезень. Ткачество юго-восточных регионов – верхнее течение реки Северной Двины. Ткачество центральных и северо-западных регионов: бассейны рек Ваги, Кокшеньги, Устьи, а так же Онега, Каргополь и Заонежье.