Современные архангельские художники 1930-е – 2010-е
посмотреть все коллекции




Экспонаты

Особое место в коллекции современного искусства занимает раздел, в котором представлено творчество художников Архангельска. Родной Север – главная тема творчества большинства местных мастеров. Одной из главных задач отдела современного искусства было стремление отразить историю изобразительного искусства на Севере, в которой можно выделить несколько периодов. Каждый период представлен достаточно полно и значительными именами архангельских живописцев и графиков.

Время становления Союза художников Архангельска. Первый период – 1930–1940-е г.г. – представлен произведениями старейших мастеров: В.Г.Постникова, А.В.Казакова, А.Я.Румянцева, Г.В.Кононова, В.П.Преображенского и многих других.

Время развития сюжетно-тематической картины в творчестве северных мастеров 1950 – 1960-е годы - это период притока в организацию молодых творческих сил, время, когда значительно пополнились и увеличились ряды местного Союза, когда творческая молодежь решала сложные вопросы профессионального мастерства. Этот период хорошо представлен именами Д.К.Свешникова, М.С.Баранчеева, И.С.Котова, Д.К.Ширяева. Ярче всего талант северных художников старшего поколения раскрылся в пейзажной живописи, именно она наиболее близка их мироощущению. Д.К.Ширяев, И.С.Котов, Ф.М.Фатьянов – мастера, в творчестве которых получило яркое отражение красота и величие северной земли. В середине 1950-х г.г. интересно заявила о себе станковая скульптура в лице замечательного мастера В.А.Михалева. Развитие скульптуры на Севере получило продолжение в работах таких мастеров как Н.К.Шек и Н.А.Овчинников.

Расцвет и развитие графики конец 1950-х годов - одной из самых распространенных техник становится линогравюра – имена Б.С. Лукошкова, Г.А. Рябоконя, неразрывно связаны с историей развития не только северной графики, но и в целом советского графического искусства. С искусством графики связаны и имена В.С. Вежливцева, Н.Г.Наговицына. Семен Григорьев – художник, сумевший одинаково проникновенно передать своеобразие северной природы и в графическом листе и живописном этюде. Наиболее ярко его тонкое лирическое дарование проявилось в офорте, технику которого он возродил в Архангельске. Во второй половине 1960-х годов заметным явлением стали первые выступления на выставках молодых графиков Н.В. и В.Ф.Таргонских.

Рождение новых мастеров. 1970 – 1980-е г.г. - происходит ощутимый количественный и качественный рост организации. Время, когда наряду с традиционной натурно-воспроизводящей линией в развитии искусства активизируется и линия натурно-ассоциативная. Появился целый ряд молодых мастеров, чье творчество развивалось в этом русле: Б.И.Копылов, С.П.Шадрунов, З.Шадрунова, С.Г.Егоров, Н.Федоров, Д.А.Трубин, А.С.Григорьев, М.Н.Григорьева. Новые тенденции, в развитии пластического языка искусства, характерные для 1970-х годов, связаны в Архангельске с именем Б.И.Копылова. 1970-е годы время развития оригинальных техник. В рисунке и пастели больших успехов достигли Н.М.Мирошников, З.В.Гавшинская, Е.Н.Зимирев, В.С.Щелин, Ю.Т.Османов и др. В начале 1980-х активно заявили о себе такие мастера как Г.А.Елфимов, Л.В.Елфимова, В.И.Видякин.

Пора перемен. 1980 – 1990-е г.г. время новых интересных выставочных проектов: в эти годы были предприняты первые попытки проведения выставок без жюри, в выставках стали принимать участие нетрадиционно работающие живописцы, такие как А.Ф.Кожин, Ю.И. Гобанов, С. Гресев и др.

1990-е г.г. – наше время продолжают работать маститые художники, чья творческая манера сложилась еще в восьмидесятые годы. На арену художественной жизни Архангельска вышла целая плеяда молодых северодвинцев: А. Менухов, А. Севастьянова, А. Кабин.