Русское искусство конца XVIII – начала XX вв.
посмотреть все коллекции


Русское искусство конца XVIII – начала XX вв.

Экспонаты

Беспрецедентной была собирательская работа в области русского искусства XVIII–начала XX в. Начав знакомство с частными коллекциями Москвы только в 1968 году, музей сумел установить дружеские контакты со многими коллекционерами Москвы, Ленинграда, Киева и в 1970–80-е г.г. был одним из самых активных собирателей.
В результате мы имеем полотна известных русских художников, которые достойно представляют русское искусство XVIII–XX вв. в Архангельском музее изобразительных искусств: портреты Фёдора Рокотова, Карла Брюллова, Алексея Венецианова, Валентина Серова и др. Многие произведения русских художников надолго исчезли из поля зрения специалистов и любителей живописи. Им возвращены имена авторов или авторские названия. Открытием для многих стали натюрморты Фомы Торопова и Ефима Иванова, «Старорусский город» Аполлинария Васнецова, «Смерть Фёдора Васильевича Чижова» Ильи Репина, «Портрет старика» Ивана Крамского, «Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышней Марией Ильиничной Милославской» Михаила Нестерова, «Ответа жду» Михаила Иванова, «Седина в бороду, а бес в ребро» Клавдия Степанова, «Романс» Виктора Борисова-Мусатова, ряд других полотен.
Одна из особенностей собрания архангельского музея связана с тем обстоятельством, что рубеж XIX–XXвв. был временем художественного освоения Севера. «Открыли» его Валентин Серов и Константин Коровин во время своего путешествия в 1894 году. На севере побывали Василий Верещагин, Абрам Архипов, Михаил Нестеров, Леонард Туржанский, Василий Переплётчиков, Сергей Виноградов, Иван Билибин и ряд других художников. Известны две картины Петра Кончаловского, написанные в 1903 году в Архангельске. Обе они принадлежат сейчас Архангельскому музею. Когда в 1984 году Архангельск отмечал свой 400-летний юбилей, музей организовал выставку "Север в творчестве русских художников", в которой приняли участие двадцать девять музеев страны. Творчество перечисленных выше художников было представлено достаточно полно. Выставка дала почувствовать, чем был Север для многих художников. Разливы его рек, серые избы под высоким небом, сохранившиеся памятники деревянной архитектуры, парусники у пристани, безмолвие белых ночей приобщали художников к чему-то близкому и забытому. Музей поставил перед собой задачу собрать работы художников, творчество которых связано с архангельским краем. В процессе подготовки выставки фонды музея пополнились работами Абрама Архипова, Константина Коровина, Василия Переплетчикова, Бориса Кустодиева, Фёдора Модорова, Александра Вахрамеева и др.
В 2001 году в Москве, в Государственной Третьяковской галерее, в  рамках проекта «Золотая карта России» состоялась выставка, где наш музей показывал свои шедевры. Название выставки «Портрет музея. Поиски и находки» отражает в какой-то степени особенность нашего музея: Архангельский музей изобразительных искусств – это Музей-собиратель, Музей-исследователь. Он всегда в пути, в поисках новых сведений, новых открытий, новых экспонатов.

 




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений