Христианское искусство XIV – XIX вв.
посмотреть все коллекции


Христианское искусство XIV – XIX вв.

Экспонаты

470_ekspozitsiya
Собрание памятников христианского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» составляет более 6000 произведений, относящихся к ХIV–ХХ в.в.

Коллекция включает произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства: иконы и драгоценные оклады, деревянную скульптуру, меднолитую и деревянную мелкую пластику, церковные облачения и предметы церковной утвари, старопечатные и рукописные книги.

Начало собранию положили произведения, переданные из фондов Архангельского краеведческого музея в 1961 г.г. Основная часть коллекции сформирована в 1960 – 1980-е г.г. в результате экспедиционного обследования территории Архангельской области. На сегодняшний день отреставрировано около 600 икон. Они представлены в постоянной экспозиции и демонстрируются на многочисленных выставках: «Северные подвижники благочестия» (Архангельск, 1994); «Иконы Северной России» (Норвегия, Исландия,  1995-1996); «Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера» (Архангельск, Москва, 1995-1996); «Русское художественное серебро» (Архангельск, 1999); «Северные письма» (Москва, 2001); «Окно в рай. Иконы из Архангельска (Финляндия, 2003), «Крестьянская живопись Поважья» (Архангельск, 2004), «Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области» (Архангельск, 2006), «Наследие Холмогорской земли в музеях Архангельской области (Архангельск, 2011) и других. Большинство выставок являются межмузейными проектами и сопровождаются научными каталогами.

Коллекция икон отражает искусство Архангельского края, которое прошло несколько этапов становления и развития:  от появление первых икон на Севере в ХIV – ХV в.в.  до расцвета северной иконописи в ХVII – ХVIII в.в. Иконное наследие северных городов и монастырей отличается большим стилистическим разнообразием. В собрании представлены иконы из Холмогор, Каргополя, Сольвычегодска, а также Соловецкого и Антониево-Сийского монастырей. Наряду с профессиональным творчеством на Севере сформировалась уникальная среда крестьянской иконописи Подвинья и  Поонежья, где ремесло живописцев опиралось на устойчивые архаичные традиции.

Коллекция древнерусской деревянной скульптуры является одной из лучших в России. На Русском Севере всегда любили и умели работать с деревом. Крупные резные иконы святителя Николая, святых великомучеников Георгия и Параскевы издревле стояли в северных храмах для поклонения христиан.




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений